Главная / Самосовершенствование / Тренинг «Управление конфликтами» для руководителей — что это такое: программа, упражнения

Тренинг «Управление конфликтами» для руководителей — что это такое: программа, упражнения

Умение управлять конфликтами важно не только для семейных отношений, но и для руководителей компаний. Ведь от слаженной работы коллектива и дружеской атмосферы в нем зависит успех и перспективы бизнеса. Сегодня существуют специальные тренинги по управлению конфликтами, которые помогают за короткий срок достичь поставленных целей.

В данной статье рассмотрим подробнее, что это такое, познакомимся с особенностями и упражнениями.

Цели

Учеными доказано, что ни одно общество не может существовать без размолвок и ссор. Однако они имеют не только отрицательный характер. Конфликты порождают конкуренцию. В здоровом смысле она, как известно, может положительно сказаться на работе предприятия. Поэтому целью тренингов по управлению конфликтами является не просто развитие навыков урегулирования внутренних проблем в коллективе, но и умение распознать глубину и причины их, выбрать правильную стратегию поведения, чтобы направить весь процесс в русло перспективы коллектива.

Над разработкой таких тренингов работает целая команда психологов. Задачей их является в первую очередь дать руководителю осознать свою роль в рабочей команде и не окунаться в конфликт с головой, а быть выше него, чтобы занять объективную позицию для корректного решения. Для этого используются различные приемы и инструменты, а также составляется целая программа по анатомии конфликта и рычагов воздействия на него.

Что такое конфликт?

Тренинг по управлению конфликтами в коллективе обычно начинают с разбора, что такое конфликт, какие причины и типы его бывают. Различают скрытые (латентные) и открытые (провоцируемые). Они играют различные роли в коллективе. Если первые руководителю можно обратить в свою пользу, то вторые требуют особых стратегий и влияния.

Также выделяют внутренние и внешние конфликты. То есть те, которые происходят внутри личности. Они бывают конструктивными и деструктивными. С конструктивными можно и нужно работать. Они ведут к росту личности. Что касается деструктивных конфликтов, то тут требуется помощь специалиста.

Программа

Формами проявления внутриличностных проблем является неврастения, проекция (критика других), регрессия (уход от ответственности) и рационализм (самоуправление). Такое поведение хотя бы одного из сотрудников может провоцировать споры и разногласия в коллективе. Происходят межличностные столкновения. А это как раз предмет наблюдения тренингов по управлению конфликтами. В качестве решения здесь предлагают следующие этапы:

  • прогнозирование (умение видеть и чувствовать назревающий конфликт);
  • предупреждение (применение определенных инструментов для своевременного разрешения конфликта);
  • регулирование (поиск выхода из ситуации и применение корректных стратегий);
  • разрешение конфликта (результат действий руководителя).

Регулирование конфликтов подразумевает следующие способы (стратегии):

  • поиск компромисса (выбор оптимального варианта и его реализация);
  • переориентация (изменение притязаний в отношении объекта, который стал инициатором конфликта);
  • вытеснение (подавление личных чувств, устремлений, желаний и выбор объективной модели поведения).

Нередко межличностные разногласия могут выступать мотивацией для работы коллектива. На тренингах по управлению конфликтами об этом тоже говорят и даже учат создавать спорные ситуации для прогрессивного рабочего процесса. Они должны отличаться конструктивностью, исключать манипуляции и долгосрочную перспективу.

Формы работы

Тренинги по управлению конфликтами для руководителей проводится в различных формах. Это могут быть мини-лекции. Они предполагают подачу теоретической информации (об анатомии конфликта и способах их разрешения) с практическими элементами обсуждений.

Закрепление новых знаний происходит в групповых дискуссиях. Проявить себя творчески участникам тренингов по управлению конфликтами предлагают в ролевых играх, кейсах и разборе сложных ситуаций. Работа редко проходит индивидуально, чаще в парах или мини-группах.

Упражнения

Упражнения на тренингах по управлению конфликтами — это не только методическое следование теории и «мозговые штурмы», но и розыгрыш тематических ситуаций, которые могут возникнуть в любой компании. В процессе него происходит наблюдение за оригинальным способом решения возникшей проблемы. Главным правилом при рассмотрении конфликтных реалий является конфиденциальность.

Приведем несколько примеров таких упражнений. Тренер пишет на доске слово «конфликт» и предлагает группе по одному подобрать ассоциации. Это могут быть «боль», «борьба», «энергия». Затем получившийся список тренер вместе с группой просматривает и делит все ассоциации на положительные, отрицательные и нейтральные. Это стандартные упражнения для группового обсуждения.

Другой пример касается работы в парах. Тренер читает 5 незаконченных предложений. Предложения формулируются примерно так:

  • То, что сейчас меня волнует — это….
  • Если я думаю об этом, то чувствую…
  • На вопрос, что я могу сделать, я могу ответить….
  • Человек, с которым я могу поговорить об этом, — это…
  • Мне дает надежду…

После каждой фразы предлагаются действия:

  • повторить и закончить;
  • обобщить предложение;
  • поблагодарить слушателей.

Во время выполнения упражнения тренеру очень важно отметить не столько ответы участников, сколько их готовность говорить и слушать других.

Профилактика

Разумеется, лучший способ урегулирования конфликта — это его своевременное предупреждение. Навыки профилактики также преподают на тренингах по управлению конфликтами. Эта программа включает формирование умения:

  • оценки атмосферы в коллективе;
  • предотвращения конфликтных ситуаций;
  • применения мер по снижению конфликтогенов;
  • установления конструктивной обратной связи;
  • организации эффективной совместной деятельности.

Заключение

В результате тренинга по управлению конфликтами с коллегами участники получают на вооружение несколько универсальных инструментов. Они помогают им предотвращать и разрешать спорные ситуации. Эффективность этого зависит от умения управлять собственными эмоциями, настроением других, а также способности противостоять манипуляциям.

Источник: bisbroker.ru