Главная / Самосовершенствование / Стадии психосексуального развития по Фрейду. Этапы психосексуального развития

Стадии психосексуального развития по Фрейду. Этапы психосексуального развития

Один из известнейших психоаналитиков, автор теории психосексуального развития – Зигмунд Фрейд. Основная идея его предположения – тот факт, что индивидуальность начинает формироваться с раннего возраста. В настоящее время теория получила широкое распространение, активно применяется на практике, в то же время являясь объектом споров. Психосексуальная теория развития З. Фрейда предполагает последовательное прохождение человеком нескольких стадий, в пределах которых энергия, направленная на поиск удовлетворения, концентрируется в ряде эрогенных зон. Эта энергия, как следует из рассуждений Фрейда – основной стимул для человека вести себя некоторым образом.

Шаг за шагом

Предложенные З.Фрейдом в теории психосексуального развития стадии – пять последовательных этапов. В их число входят: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Начиная с самого начала

Первой начинается оральная – с момента, когда человек появляется на свет, и приблизительно до достижения годовалого возраста. На этом этапе наиболее значимый эрогенный участок – рот ребенка. Его исключительная важность обусловлена поступлением питания. Одновременно растущий человек может получать удовлетворение разной степени выраженности, включая дегустацию. На этой выделенной З. Фрейдом стадии психосексуального развития личности человек находится в абсолютной зависимости от ухаживающего опекуна. Это приводит к формированию доверия, ощущению комфорта.

Ключевой конфликт этой стадии психосексуального развития по Зигмунду Фрейду – переход на новый режим питания, отлучение от материнской груди. Чадо в меньшей степени зависит от ухаживающего за ним человека. В то же время фиксация ситуации стала бы причиной враждебного отношения, могла бы спровоцировать появление зависимости. Зафиксировав ребенка у груди, тем самым взрослый обеспечит ему немало сложностей с питанием в будущем. Возможны также определенные проблемы с курением табака, привычкой грызть ногти.

Шаг второй

По достижении годовалого возраста ребенок вступает в анальную стадию психосексуального развития личности. З. Фрейд в своей теории указал: этот период длится приблизительно до трехлетнего возраста. Эрогенной зоной считается контроль мочевого пузыря, функционирование живота. Акцент либидо сделан на управлении функциями мочевого пузыря, а также испражнениями. Основная задача ребенка – обучиться контролю таких процессов, тем самым пройти очередной шаг на пути приобретения независимости, самостоятельности.

Как указывал Фрейд, на втором шаге развития успешность определяется помощью со стороны старших в обучении новым функциям. Задача родителей – хвалить успешные попытки, дабы дать ребенку познать ощущение себя способным, производительным. Позитивные итоги второго этапа развития – основа гармоничного развития личности. Эта стадия психосексуального развития, выделенная З. Фрейдом, становится базой креативности, работоспособности человека в будущем.

Обратить внимание

Так сложилось, что хорошо работающая теория далеко не всегда на практике оказывается столь же эффективной. Не каждый ребенок получает достаточную поддержку со стороны старшего поколения, многим кажется, будто бы гораздо более эффективными инструментами воспитания будут наказанием и насмешки.

Как следует из теории Фрейда о психосексуальном развитии, излишне раннее обучение ребенка пользованием туалетом неразумно, так как ведет к приобретению таких личностных черт, как жесткость, твердость, строгость, помешанность, излишняя чистоплотность. Слишком снисходительное отношение в период обучения может стать причиной склонности к грязи, расточительности, излишней индивидуальности.

Этап третий

По мере достижения трехлетнего возраста ребенок переходит в следующую упомянутую в учении по Фрейду стадию психосексуального развития личности – фаллическую. Длительность периода в среднем – до достижения шести лет. Эрогенным участком становятся органы репродуктивной системы, внимание концентрируется на гениталиях. В этот период приходит первичное осознание отличия полов друг от друга. Согласно идеям упомянутого психоаналитика, ребенок мужского пола уже в этот период начинает видеть конкурента в отце. Объектом соперничества становятся взаимоотношения с матерью. Все эти чувства полностью раскрывает Эдипов комплекс. Фрейд сформулировал предположение о беспокойстве кастрации, связанном с возможным со стороны отца наказанием.

Маленьким девочкам на этой стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду свойственен комплекс Электры. Одновременно с этим ученый считал, что многие уже в период младшего детского возраста начинают переживать отсутствие полового мужского члена. Эти ощущения могут преследовать женщину всю жизнь.

Шаг четвертый

Эта стадия психосексуального развития по Фрейду кратко называется латентной. Она начинается по мере достижения шестилетнего возраста и длится, пока не наступит половая зрелость. На этом этапе в либидо наблюдается затишье, активности нет. Начало стадии приходится на момент поступления ребенка в общеобразовательное учреждение. Впервые у малыша появляется заинтересованность во взаимодействии со сверстниками. В это время в жизнь входят увлечения, разнообразные занятия.

Рассматривая суть этой стадии психосексуального развития по Зигмунду Фрейду, можно назвать ее исследовательским периодом, во время которого либидо существует, но направлено на различные аспекты, социальное взаимодействие. Фрейд не отрицал наличия в этом составляющей сексуального преследования. Формирование личности, четвертый шаг развития, как утверждал психоаналитик, закладывает способности общаться, становится базой для развития социальных навыков и качеств, а также позволяет личности получить уверенность в себе.

Пятый этап

Эта психосексуальная стадия развития личности по З. Фрейду называется генитальной, начинается в половозрелый период и продолжается до самой смерти. Либидо пробуждается, становится активным. Завершающий этап развития дает человеку повышенную сексуальную активность относительно противоположного пола. Половозрелый период сопровождается развитием чувств, их нарастанием по мере взросления.

Если все указанные Фрейдом стадии психосексуального развития, фиксация и регрессия этих этапов пройдены успешно, благополучно, человек становится полноценным. Ему будет присуща нордическая личность, способность заботиться о других. Основная задача всех шагов вообще и заключительного в частности – добиться равновесного взаимодействия разных жизненных аспектов, гармонии.

Особенности теории

Эрогенные зоны, о которых говорил Фрейд – это сексуальные цели человека на разных этапах развития. Ученый рассматривал процессы становления личности, характеристики, а также первопричины внутренних конфликтов. В его теории немало точно определенных способов совершенствования личности, и конфликт является одним из них. От шага к шагу человек продвигается через конфликт, без него невозможно появление новой личностной структуры. Две стороны конфликта – влечение и сложности в достижении желаемого, среда и наследственное. Противоречие как база совершенствования – центр теории психосексуального развития по Фрейду. Психоаналитик утверждал, что при соответствии желаний и возможностей человек не сможет развиваться.

Шаг первый: подфазы

Оральный этап развития можно разделить на два дополнительных, следующих друг за другом. В первые полгода жизни человек переживает стадию, именуемую орально-инкорпоративной. В этот момент основная черта личности – аутоэротизм. Человеку не требуются внешние объекты, чтобы удовлетворить свое влечение. Еще одна важная особенность личности – глобальный нарциссизм. Сексуальное влечение обращено строго на себя, основной принцип – достижение удовольствия, при этом чадо не способно отделить себя от своей матери. Наслаждение достижимо, если сосать грудь матери, и конфликтом, который может быть причиной невротизации, становится кормление искусственным способом.

Далее психосексуальное развитие (по Фрейду) вступает в фазу, именуемую орально-садистической. Обычно она начинается по достижении полугодовалого возраста и продолжается до годовалого. В этот период постепенно ребенка отучают от питания материнским молоком и делают больше промежутки между трапезами. Пищевое поведение более четко регулируется, регламентируется взрослыми, навязываются нормы, поэтому получать наслаждение становится сложнее. Беспрепятственного удовольствия более нет, его место занимает реальность; мать на время уходит от ребенка, и он остается в одиночестве. Такой опыт становится базой формирования человеческого эго. Появляются границы, посредством которых личность отделяется от внешних условий, объектов.

Особенности шага

Орально-садистическая стадия психосексуального развития сопровождается амбивалентным отношением к матери. Мазохизм, садизм приобретают биологический, психический фундамент. У ребенка начинают появляться первые зубки, вместе с ними – новый путь изучения окружающего мира, и зубы становятся инструментом, опробуемым на матери. Таким образом, одновременно женщина приносит наслаждение, но можно ее наказать. Мать отдаляется от ребенка, переводя его на искусственное питание, что является и отрицательным фактором, и стимулом для развития, детерминации личности. При неэффективности решения конфликта процессы развития сбиваются, вступает в силу фиксация, вытеснение, что провоцирует формирование невротического синдрома.

Формирующийся на рассматриваемой стадии психосексуального развития механизм вытеснения чаще всего – возникающий в горле комок, рвота по причине истерии. Фиксация – формирование четкой связи между ртом и удовольствием, что становится в будущем причиной излишнего употребления еды, курения. Такие люди любят целоваться, частенько выпивают. Либидо фиксируется на оральной стадии. Если это происходит на раннем этапе, человек становится доверчивым сверх меры, и в будущем будет жертвой обманщиков. Другие слишком беззаботны, не понимают ответственности и уверены в том, что в любой ситуации на выручку придет третий человек, способный справиться со всеми проблемами. Если фиксация происходит на более позднем этапе развития, человек становится враждебным и недоверчивым, может быть жадным и требовательным. Как правило, ему свойственна неудовлетворенность в любой ситуации.

Анальный этап: две подфазы

Первая фаза анальной стадии развития личности по Фрейду называется анально-садистической и длится около полугода. В это время особенно активно выражено противостояние старших и младших. Боль, напряжение становятся для младшего источником удовольствия, в силу чего могут выработаться садо­мазохистские наклонности. Причина этому – попытка сопротивляться старшим.

Приблизительно с полутора лет начинается фаза удержания. Эта стадия развития личности по Фрейду называется анально-ретентивной. Ребенок уже может контролировать функциональность своего организма, а также окружающее, отпускать и удерживать его. Реальность начинает соотноситься с удовольствием, а эго становится методом контроля взаимоотношений со средой. Ребенок тестирует мир вокруг, исследуя его на предмет удовлетворения желаний.

При фиксации на этой фазе человек может стать упрямым, упорным, скупым, экономным, ему могут быть присущи любовь к коллекционированию и накоплению. Второй вариант – склонность противостоять, упрямиться, а также выраженный негативизм. Иногда фиксация становится причиной получения удовольствия от наказания. При этом искажается половое влечение. Как правило, наблюдается энурез.

Фаллический этап: особенности

Именно на этой стадии психосексуального развития по З. Фрейду впервые у ребенка формируется инцестозный интерес. У мальчика на бессознательном уровне есть сексуальное влечение к женщине, родившей его, и одновременно рождается желание избавиться от отца, в котором видится соперник. При положительной версии Эдипова комплекса установка относительно отца двойственная, враждебность сопутствует восхищению силой особи, что сопровождает нежное влечение относительно главной женщины в жизни ребенка. Впрочем, его ограничивают запреты, установленные общественной жизнью, и взаимодействие строго регламентируется правилами, что затрагивает тактильный аспект, ласку, сон рядом. Комплекс разрешается через отказ от влечения, повышение соотнесения себя и отца.

На этой стадии психосексуального развития по З. Фрейду важную роль играет родовая человеческая память, сохранившаяся с первобытных времен. Разрешаясь, комплекс дает ребенку Сверх-Я, структуру, чьи особенности определяются тем, насколько быстро и эффективно комплекс был разрешен. Сверх-Я включает в себя нормы, правила общества, идеалы и ограничения. При отрицательном варианте ребенок испытывает к женщине ненависть, любит отца, а в будущем это может стать причиной проявления однополого влечения. Если комплекс Эдипа слаб, Сверх-Я также формируется слабым, что может преследовать ведь период взросления. Комплекс Эдипа часто долгое время сохраняется у женщин, так как им не присуще опасение процедуры кастрации.

Подростковый период: особенности

В соответствии с делением стадии психосексуального развития по Фрейду на это время приходится этап, когда баланс сил психики нарушается, что приводит к последствиям, существенно варьирующимся по тяжести. Возможен откат к предыдущим шагам, когда подросток не в силах справиться с давлением внутренних аспектов личности. Некоторые отказываются от еды, что показывает регрессию к оральному шагу. На аналогичное расстройство будет указывать стремление курить, употреблять алкоголь, есть слишком много. Слишком сильное пристрастие к порядку или полное его игнорирование, неопрятность могут говорить об откате к анальному этапу.

Подросткам, как видно из учения о стадиях психосексуального развития по Фрейду, присуща жестокость, агрессивное поведение, в том числе направленная на себя агрессия, которая может стать причиной суицидальной попытки. Кроме того, в этом периоде особенно часты расстройства эмоционального фона, повышенная склонность к тревоге. Психоаналитик выделил аскетизм, интеллектуализм и отрицание сексуального влечения как пути защиты себя через манеру поведения. В наше время широко распространен эскапизм, при котором подросток погружается в мир виртуальности, мечтаний и фантазирования, ради чего готов прибегать к наркотикам и иным стимуляторам.

Нарушения и прогресс

Согласно делению на стадии психосексуального развития по Фрейду, этап, именуемый генитальным, может сопровождаться некоторыми нарушениями, в силу чего личность формируется нарциссической, гомосексуальной. Для представительниц слабого пола присущ феминизм, у мужчин наблюдается постановка карьерных ценностей на первое место, а также деятельности в социуме вместо стремления к семье. Кроме того, такие люди отдают предпочтение представителям своего пола. А вот при нарциссическом варианте человек становится выраженным индивидуалистом, самовлюбленным и неспособным на близкое, качественное взаимодействие с другими участниками общества.

Стоит отметить: деление на стадии психосексуального развития по Фрейду позволило точно понять, как сильно влияет семья, общественное окружение на личностное формирование. Показана значимость общения с другими людьми, важность детского периода, в том числе самых ранних этапов, для формирования и становления полноценного человека.

Фрейд продолжал развивать идею, ориентируясь на теорию двухфакторной парадигмы, а также признавая важность активности взрослеющего человека в рамках личностной детерминации. Аналогичные теории наравне с ним продвигали Ма-Лер, Винникотта. Нельзя не упомянуть важность вклада Юнга, рассматривавшего проблематику зрелой личности, Адлера, на базе учения которого сформирован гуманистический подход к воспитанию младшего поколения.

Об авторе идеи: успехи и теории Фрейда

Зигмунд Фрейд по праву считается одним из самых известных психоаналитиков, психологов, когда-либо существовавших в нашем мире. Психоанализ стал настоящим культом, охватившим планету, благодаря чему имя австрийского ученого известно сегодня всем и каждому. Одновременно с этим учения его многим представляются искаженными, обесценившимися.

Мало кто сегодня помнит, что наиболее известным пациентом доктора был эмигрант из России – Панкеев, выпустивший затем книгу о психологе. Панкеев на сеансах рассказывал о своих сновидениях, в которых к нему приходили волки, за что получил анонимное прозвище «Человек-волк». Панкеев считается не прошедшим до конца лечение – вероятно, из-за языковых сложностей, в силу чего в определенный момент сновидения начали расшифровываться неверно.

И по сей день многие пытаются разобрать случай Панкеева для определения истинности причин его невроза. Звучит немало идей и предположений, а также возможных языковых нюансов, спровоцировавших неудачу Фрейда.

Фрейд, учение и ученики

Наиболее известный последователь теории Зигмунда Фрейда – Карл Юнг. Среди прочих он выделялся своим происхождением – Юнг не принадлежал к числу евреев. Среди своей группы он оказался самым успешным и известным психоаналитиком. Сам Фрейд говорил о необходимости в представителях арийцев, дабы учение не превратилось в объект гонений по причине антисемитских настроений.

Предположительно, отношения ученого и его последователя испортилась по причине различия в оценке либидо. Многие также указывают на Сабину Шпильрейн, еврейку родом из России, выбравшую Юнга в качестве психотерапевта. Женщина не просто проходила лечение, но также вступила в связь со своим доктором и рассказывала о фантазиях в письмах к Фрейду. Именно в них она писала о возможном сыне, который должен был родиться от Юнга и спасти человечество, так как воплотил бы в себе достоинства и арийцев, и евреев. В конце 1911 она вступила в Венское общество психоаналитиков в рамках заседания, ставшего моментом исключения из этой организации Адлера и еще нескольких человек. Эта история стала базой теории любовного переноса, сформулированной Фрейдом позднее.

Шаг за шагом

Не только Фрейд занимался разработкой системы, которая бы объединила особенности либидо и психосоматические нарушения. Над формированием и развитием такой теории работали многие его последователи, в том числе и его дочь. Анна посвятила жизнь закономерностям личностного формирования младшего поколения и установила: сексуальное развитие соответствует установлению агрессивности личности. Так, оральная стадия сопровождается укусами, анальная – садизмом, фаллическая – зазнайством, подростковая – дисоциальными явлениями.

На каждом из этапов есть некий конфликт инстинкта и внешний ограничений, связанных с социальным устройством. Ребенок развивается скачками, процесс не может быть постепенным, есть регулярные отходы назад и продвижение существенно вперед. Условно Фрейд описывал это как шаг назад на два, сделанных вперед. Это позволяет постепенно социализироваться: удовольствия уступают место реальным условиям. Внутренние принципы требуют искать удовольствий, но желания могут быть удовлетворены только за счет наружной силы, причем преимущественно ключевую роль играет мать. Ее любовь, вкусы, настроение, неприязнь – все это во внушительной степени определяет развитие чада, и быстрее всего развивается самый любимый ребенок.

Завершится ли процесс?

Нельзя назвать зрелым ребенка, если его желания властвуют над его личностью, а внешний мир решает, удовлетворить таковые или отказать в них – будь то отец, мать, сторонние лица. Принцип удовольствия требует получения желаемого вне зависимости от цены, которую за это требуется уплатить. Это может стать причиной склонности вести себя асоциально. Если действия обусловлены реальностью, внимание уделяется требованиям, предъявляемым окружающим миром, человек может стать взрослым. Для этого он должен обучиться анализу, принятию решений и оценке намерений. В то же время следуя реальности как основополагающему принципу поведения, человек может не соответствовать требованиям социума.

Фрейд говорил об асоциальности в ребенке, развивающейся под влиянием нормальных аспектов жизни в период взросления – ревности, корыстных целей, жадности. Человеческой психике присущи некоторые защитные механизмы, в силу чего не осознаются наиболее осуждаемые социумом стремления, а иные трансформируются в противоположное направляется на иной объект, проецируются на иного человека. Социализация становится продолжительным и непростым процессом, но ее успешное прохождение позволяет включиться в жизнь социума.

Источник: bisbroker.ru