Главная / Самосовершенствование / Представления о смерти в исламе

Представления о смерти в исламе

Ислам является одной из трех мировых монотеистических религий. Его родина — Ближний Восток, а начало свое он берет в тех же идеях и культурных традициях, которые лежали в основе христианства и иудаизма. Монотеизм данной религиозной системы является наиболее завершенным, фактически он сложился на основе своих предшественников.

Вся жизнь мусульманина представляет собой испытание, которое определяет его конечную судьбу. Для него смерть — это возвращение души к своему Создателю, Богу, а неизбежность смерти всегда присутствует в его сознании. Это помогает мусульманину направлять свои мысли и поступки, поскольку он пытается жить в готовности к тому, что должно произойти. Для мусульман понятие смерти и загробной жизни исходит из Корана.

Теоретические основы мусульманства

Ислам в переводе с арабского языка означает покорность, предание себя Богу. Тех, кто принял ислам, называют преданными (с араб. — мусульманин).

Для мусульман священной книгой является Коран – записи откровений пророка Мухаммеда. Они изложены в форме стихов (аятов), которые собраны в суры (главы). Священной книгой считается только Коран на арабском языке.

Коран является первым письменным памятником на арабском языке, в котором изложены религиозные взгляды на мир и природу, установки, наставления, правила, запреты, приказы, имеющие культовый, этический, юридический и хозяйственный характер. Кроме религиозно-философского, законодательного и историко-культурного значения, Коран представляет интерес и как образец мусульманской литературы.

Ислам — религия практическая, она регулирует почти все стороны жизни человека. Основу этого управления составляет в первую очередь смирение души, к которому она приходит, осознавая, что полностью зависит от Создателя. Это, в свою очередь, обуславливает полное беспрекословное подчинение Его воле и возможность поклонения Ему соответственно ее положению.

Отражение смерти в Коране

Согласно Корану, смерть в точности похожа на сон (Коран 6:60, 40:46). Период между моментом, когда человек умирает, и его воскрешением проходит как одна ночь сна (Коран 2:259, 6:60, 10:45, 16:21, 18:11, 19, 25, 30:55). Как указывается в исламе, в день смерти каждый знает свою судьбу: попадет он в рай или ад.

В Коране встречаются различные темы смерти, которые значительно влияют на понимание ее смысла, при этом концепция остается неопределенной и всегда изображается в тесной связи с концепциями жизни и воскрешения.

Другими словами, для человека его физическое существование не отделено от души. Смерть — это прекращение существования отдельного индивида, который может быть верующим или неверующим. Человек не рассматривается как просто живой организм.

Точно так же, как человек не перестает существовать во сне, он так же не перестает существовать в смерти. Таким образом, как человек возвращается к бодрствованию, когда пробуждается ото сна, точно так же он будет воскрешен при великом пробуждении в Судный День. Следовательно, в исламе смерть человека рассматривается лишь как очередной этап существования. Физической смерти не следует опасаться, но следует беспокоиться об агонии духовной смерти, вызванной нарушением моральных правил.

Восприятие

Независимо от индивидуальных убеждений, неверия или неопределенности в отношении жизни после смерти, у мусульман нет никаких сомнений в достоверности и неизбежности этого события. В Коране говорится, что Бог создал смерть и жизнь, чтобы испытать людей в отношении их поведения в земном существовании. Понятие смерти непосредственно относится к образу жизни.

Некоторые могут задаться вопросом, почему Коран упоминает смерть перед жизнью? На первый взгляд более логично говорить о жизни сначала, а затем о смерти, которой предшествует бытие. Один из возможных ответов на этот вопрос состоит в том, что элементы земли (такие как железо, натрий, фосфор), из которых состоит человеческое тело, не имеют биологической жизни сами по себе. Это аналогично смерти. За этим следует жизнь, за которой, в свою очередь, следует физическая смерть. В основе этого лежит принятие хронологической последовательности жизни и смерти.

В том, что каждый человек смертен, не сомневается никто, даже те, кто не верит или «не уверен» в существовании Бога. Однако сама жизнь может быть понятием вероятностным. Можно быть уверенным, что жизнь существует уже в утробе матери, но можно ли быть уверенным, что она продолжится после рождения, не будет ли спонтанного прерывания беременности или мертворождения? Другими словами, смерть считается более достоверной и неизбежной.

Согласно Корану, Бог предопределяет момент, когда человек умрет до того, как он родится. Никто не может ускорить или отсрочить свою собственную смерть или смерть других людей, если это противоречит воле Бога, независимо от причины смерти.

Отношение мусульман к основным понятиям

Мусульманские убеждения о смерти и загробной жизни влияют на их отношение к решениям, связанным с окончанием существования. Хотя сама смерть страшна, осознание, что каждый возвращается к Богу, делает ее не такой ужасной. Для верующего в загробную жизнь смерть означает переход от одной формы существования к другой.

Согласно Корану 45:26:

Аллах дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем Он соберет вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения. Однако большинство людей не знает этого.

Этот отрывок устанавливает, что, как и в христианстве, мусульманские взгляды на смерть начинаются с того, что вечная человеческая душа дана Богом и что после физической смерти происходит воскрешение (кийамат) и день суда (йаум аль-дин).

Про смерть ислам говорит как про естественный порог перед следующим этапом существования. Эта мысль прослеживается в представленной выше цитате.

Тайна жизни и смерти в исламе, как ее представляет Коран, связана с человеческой совестью и способностью поддерживать необходимый статус духовно-нравственного существования в сочетании с верой.

Что происходит после смерти?

Особое значение придается тому, что будет с человеком после смерти. Ислам в своей доктрине утверждает, что человеческое существование продолжается после смерти тела в форме духовного и физического воскрешения. Существует прямая связь между поведением на земле и жизнью за ее пределами. Жизнь после смерти будет одной из наград или наказаний, которые соизмеримы с земным поведением. Придет день, когда Бог воскресит и соберет первое и последнее Его творение и будет справедливо судить всех. Люди войдут в свое последнее место, ад или рай. Вера в жизнь после смерти побуждает поступать правильно и избегать греха.

Вера в жизнь после смерти в исламе является одним из шести основополагающих убеждений, необходимых мусульманину для формирования его духовности. Если этот постулат отвергается, все остальные убеждения становятся бессмысленными. Если у человека нет веры в наступление Судного дня, для него ни повиновение Богу не будет являться полезным, ни непослушание не будет причинять какого-либо вреда. Принятие или отказ от жизни после смерти в исламе, возможно, является самым важным фактором в определении курса жизни человека.

Смерть и воскрешение

Мусульмане считают, что, умерев, человек входит в промежуточную фазу жизни, которая разделяет смерть и воскрешение. В этом новом «мире» происходят многие события, например, испытание, в котором ангелы расспрашивают о религии, пророке и Господе. После смерти в исламе новым местом обитания человека становится райский сад или яма ада; ангелы милосердия посещают души верующих, а ангелы наказания приходят за неверующими.

Воскрешение будет предшествовать концу света. Люди будут воскрешены в своих первоначальных физических телах, тем самым войдя в третий и последний этап жизни.

Судный день

В Судный день (киямат) Бог соберет всех людей, верующих и нечестивых, джиннов, демонов, даже диких животных. Верующие признают свои недостатки и будут прощены. У неверующих не будет никаких добрых дел, о которых можно было бы объявить. Некоторые мусульманские ученые считают, что наказание неверующего может быть уменьшено за его добрые дела, за исключением наказания за великий грех неверия. Особое значение для мусульман имеет пятница (йаум аль-джума). Именно в этот день ожидается день Страшного суда.

Что происходит после смерти в исламе?

После смерти, согласно традиции, два ангела начинают испытания души, силы ее веры. В зависимости от ответов, ей будет назначено блаженство или страдания в той мере, которая соответствует ее заслугам и грехам. Является ли это время очищением или искушением грехами до последнего дня? До сих пор этот вопрос вызывает дебаты. Однако существуют устойчивые традиции, что даже после смерти чтение молитвы от имени умерших может повлиять на эти обстоятельства, определяя, куда отправится душа после смерти в исламе.

Есть много заявлений от Пророка Мухаммада, рекомендующих чтение молитв за умерших и за облегчение их страданий. Мусульмане нередко молятся от имени своих умерших близких, посещают их могилы и даже совершают хадж. Эти практики устанавливают и поддерживают связь с ушедшими.

Ад и рай в исламе

Немаловажное значение имеет вопрос о том, куда попадаешь после смерти в исламе. Рай и ад станут последними местами для верных и проклятых после Страшного Суда. Они — настоящие и вечные. Согласно Корану, блаженство рая никогда не кончится и наказание неверующих, приговоренных к аду, никогда не прекратится. В отличие от некоторых других религиозных систем, исламский подход к этому вопросу считается более изощренным, он передает более высокий уровень божественной справедливости. Мусульманские богословы определяют это следующим образом. Во-первых, некоторые верующие могут страдать в аду за очень серьезные грехи. Во-вторых, и у ада, и у рая есть несколько уровней.

Рай — это вечный сад, место физических удовольствий и духовных наслаждений. Страдания здесь отсутствуют, а все телесные желания удовлетворяются. Все пожелания должны быть выполнены. Дворцы, слуги, богатство, потоки вина, молоко и мед, приятные ароматы, успокаивающие голоса, партнеры для близости, — человек здесь никогда не будет скучать и не пресытится удовольствиями.

Наибольшим блаженством, однако, станет видение Господа, чего неверующие будут лишены.

Ад – страшное место наказания для неверующих и очищение для согрешивших верующих. В качестве пыток и наказаний используются сжигание огнем, кипящая вода, обжигающая пищу, удушение цепями и столбы огня. Неверующие будут навеки прокляты, тогда как верующие-грешники в конечном итоге будут выведены из ада и войдут в рай.

Рай предназначен для тех, кто поклонялся Богу, верил и следовал за своим пророком и жил нравственной жизнью в соответствии с учением Писания.

Ад станет последним местом обитания тех, кто не верил в существование Бога, поклонялся другим существам помимо Бога, отвергал призыв пророков, вел греховный образ жизни и не раскаялся в этом.

Погребальный обряд

Ислам достаточно требователен в отношении соблюдения верующими мусульманских ритуалов, обрядов и праздников. Многие из них являются обязательными для правоверного.

Особое место занимают мусульманские погребальные обряды. Они достаточно сложные, их сопровождают особые погребальные молитвы. Мусульманин должен готовиться к загробному миру еще при жизни: готовить саван, запастись кедровым порошком и камфорой, откладывать деньги на похороны. Все погребальные обряды должны строго соблюдаться. Например, умирающий должен лежать на спине так, чтобы ступни указывали в сторону кибла (то есть в стороны Каабы). Если это невозможно, его можно положить на бок лицом к кибле. В ходе погребального обряда читается молитва шахадат. Она должна читаться так, чтобы умирающий ее слышал. Нельзя оставлять возле умирающего одну женщину, громко разговаривать или плакать около него. Также он не должен находиться в помещении один. После смерти умершему, согласно традиции, необходимо завязать глаза и рот, подвязать подбородок, связать руки и ноги, прикрыть лицо. Над ним совершают обряд омовения водой или песком.

По шариату, умерший не должен быть похоронен в одежде. Его окутывают в саван. Он представляет собой кусок белого полотна или ситца, разделенный на три части: одной окутывают ноги, другая выполняет роль рубахи, а третьей частью укрывают полностью всего покойного. Саван шью только деревянной иглой.

Особое значение в погребальном обряде имеет молитва над покойным. Ее начинают читать еще до похорон. Также с этим обрядом связана молитва вахшат (устрашение). Ее обязательно читают в первую ночь после похорон.

Шариат не одобряет украшение могил и монументальные сооружения над ними. Также могила не может быть местом молитвы. Мусульманин не может быть похоронен на немусульманском кладбище.

Похоронная молитва (салат аль-джаназа) читается в день похорон, а в большинстве культур через три дня семья и друзья умершего собираются для еще одной особой молитвы. Обычно соблюдается сорокадневный траурный период, после которого могут возобновляться обычные семейные мероприятия, такие как свадьбы или другие торжества.

Источник: bisbroker.ru