Главная / Самосовершенствование / Обухова Людмила Филипповна: биография, личная жизнь, достижения в науке

Обухова Людмила Филипповна: биография, личная жизнь, достижения в науке

Мы бываем счастливы в профессии, которой живем, если рождаемся в поле удивительной влюбленности наших учителей, в своих учителей и друг в друга. Людмила Филипповна выразила эту влюбленность, как никто и щедро дарила ее другим.

Эта цитата В. Т. Кудрявцевой как нельзя лучше характеризует личность героини сегодняшней статьи. В биографии Обуховой Людмилы Филипповны главную роль играет наука, в которую та была страстно влюблена с юных лет и до конца своей жизни. И этой любовью к психологии она заражала всех: коллег, студентов, и просто людей, которые ее окружали.

Детство

Обухова Людмила Филипповна родилась в Москве летом 1938 года. Она была вторым ребенком у своих родителей. Семья, как в те времена говорили, была пролетарской. Отец работал формовщиком на заводе, мама трудилась уборщицей. Жили очень скромно: печное отопление, туалет на улице, холодная вода из колонки. Детство будущего научного деятеля пришлись на сложные военные и послевоенные годы. В памяти Людмилы Филипповны на всю жизнь остались воспоминания о метро, в котором горожане прятались от бомбежек, сладкий вкус сырого картофеля, и невероятная атмосфера любви и заботы, которую создавали родители не смотря на мрачные времена.

О детстве и семье Обухова Людмила Филипповна рассказывала спокойно. Она отмечала, что в этот период было много счастливых моментов: долгие игры во дворе со сверстниками в лапту или казаки-разбойники, катание на санках и коньках зимой.

С особой теплотой Людмила Филипповна вспоминала школьные годы. Учителя в то время с огромной теплотой относились к «детям войны». Ребят старались чаще водить на экскурсии, в кино и театры. Спектакли приходилось смотреть сидя на лестнице. Но нашу героиню это не смущало. Она жадно впитывала все знания, до которых только мог дотянуться голодный детский ум.

Любимыми предметами в школе у Обуховой были русский язык и литература. В 10-ом классе юная ученица пишет сочинение по произведениям Паустовского. Работа произвела фурор. Администрация школы приняла решение пригласить писателя, чтобы вручить ему работу Татьяны Филипповны. После такого успеха девушке предсказывали успешное поступление на филологический факультет МГУ. Однако Обухова Людмила Филипповна приняла иное решение.

Выбор профессии

Окончив школу, как и предполагалось, Людмила Филипповна подала документы на филологический факультет Московского Университета. Прогуливаясь по круглому залу библиотеки МГУ, где принимали документы для поступления, на глаза девушке попалась табличка: «Философия. Логика. Психология». По счастливому стечению обстоятельств, именно в этом году учебно-научное подразделение Психологии МГУ начало набор своих первых учеников. И будущая студентка Обухова, во что бы то ни стало, решила учиться именно на этом факультете. Правда, сделать это оказалось сложно. Передавать ее документы на другой факультет приемная комиссия категорически отказалась. Такие студентки как Обухова Людмила Филипповна были нужны им самим. Девушка потратила целую неделю, чтобы решить вопрос с приемной комиссией.

Студенческие годы

Годы учебы в МГУ с 1955 по 1960, Людмила Филипповна описывала как «захватывающее, ни с чем не сравнимое счастье».

Психология в то время считалась чем-то не серьезным. Но не смотря на это, преподавателями Обуховой были такие известные личности как А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. Н. Соколов и др. Небольшое количество студентов на курсе (их было всего восемь человек), способствовало более тесному и продуктивному общению с преподавателями. Они часто общались в неформальной обстановке, за пределами университета, а написания научных работ превращалось в увлекательный творческий процесс.

В 1960 году Обухова Людмила Филипповна с отличием закончила университет, и осталась в нем работать лаборантом.

Научная деятельность

В 1962 году Обухова поступает в аспирантуру. Там, под руководством Петра Яковлевича Гальперина, она пишет научную работу. Эти годы во многом определили основное направление в дальнейшей работе женщины. Благодаря Гальперину на свет в 1998 году появился блестящий труд доктора, под названием « П. Я. Гальперин — психология как объективная наука».

В 60-е годы работы Гальперина вызывали живой интерес в научных кругах. И Обухова Людмила Филипповна была сторонницей его теории «Поэтапного формирования умственных действий и понятий». Это самая известная концепция советского времени в области психологии.

Еще одной серьезной точкой в деятельности Обуховой Людмилы Филипповны стала экспериментальная работа, связанная с исследованием мышления детей дошкольного возраста. Результаты этого изучения стали основой доклада Гальперина на международном конгрессе по психологии в 1966 году. Подробно об этом исследовании Обухова описала в своей книге, выпущенной в 1972 году, — «Этапы развития мышления (формирования элементов научного мышления у ребенка)».

Другой значимой работой Обуховой Людмилы Филипповны стала книга «Концепция Жана Пиаже: за и против», 1981 год. На сегодняшний день, эта работа является единственной, где исследования Ж. Пиаже подверглись глубокому системному анализу и получили объективную оценку. Высоким показателем успеха Обуховой стала положительная оценка книги сотрудниками Женевского Университета.

В 1996 году Людмила Филипповна написала докторскую диссертацию на тему «Пути научного изучения психики ребенка в XX веке». В ней рассказывается о различных вариантах развития детской психики, а также о факторах, которые на него могут влиять. Кроме того, в этой работе автор описывает возможности генетико-моделирующего подхода в психологии.

Основные публикации Обуховой Людмилы Филипповны

За свою карьеру Людмила Филипповна опубликовала более семидесяти научных трудов, книг и статей. Некоторые из них были изданы на французском, немецком, английском языках. Вот лишь несколько трудов Людмилы Филипповны:

1. «Этапы развития детского мышления» — 1972 г.

2. «Концепция Ж. Пиаже: за и против» — 1981 г. До сегодняшнего дня считается лучшей книгой, описывающей работу знаменитого психолога.

3. «Современная американская психология развития» — 1986 г.

4. «Детская психология: теория, факты, проблемы» — 1998 г.

5. «Формы и функции подражания в детском возрасте» — 1994 г.

6. «Развитие творческого мышления у дошкольника» — 1995г.

7. «Возрастная психология» — 2004 г.

8. «Возрастная психология: учебник для вузов» — 2006 г. и др.

Как мы видим, большая часть работ была посвящена детской психологии и развитию детей дошкольного возраста. В своих трудах Обухова раскрывает об особенностях психического формирования детей. Отличительной чертой всех работ является научная обоснованность. И в то же время, книги Обуховой Людмилы Филипповны читаются легко. Они понятны не только специалистам в области возрастной психологии, но и стороннему читателю.

Образовательная деятельность

На протяжении всей своей деятельности Людмила Филипповна работала с множеством ведущих Российских вузов и организаций. Например, совместно с научным коллективом центра «Дошкольное детство» она участвовала в разработке новой образовательной программы под названием «Истоки». Целью данного мероприятия было максимально развить возможности ребенка в разном возрасте.

Людмила Филипповна выступала с докладами во многих университетах России. Многочисленные лекции Обуховой Людмилы Филипповны легли в основу учебника «Возрастная психология» 1996 года. Тиражи данного учебника допечатываются ежегодно.

Работа со слепоглухими детьми

Основное направление, которым занималась Обухова Людмила Филипповна — «детская психология». Работа со слепоглухими детьми стала особым этапом в ее жизни. С 1971 по 1977 годы, в рамках научного эксперимента НИИ дефектологии, доктор работала с группой слепоглухих детей из Загорского интерната, и четырьмя студентами с такими же проблемами. Данные занятия помогли доказать, что дети с подобными отклонениями могут активно обучаться в высших учебных заведениях и овладевать наукой.

Людмила Филипповна много времени и душевного тепла тратила на эту работу. Одним из ее учеников является А. В. Суворов. Сегодня этот человек является доктором психологических наук, и наилучшим из ведущих сотрудников кафедры ЮНЕСКО «культурно-историческая психология детства». Как мы понимаем из вышесказанного, эксперимент можно считать вполне успешным.

Кафедра возрастной психологии МГППУ

В 1999 году на базе МГППУ была создана кафедра возрастной психологии. Ее создателем и руководителем до последних дней была Людмила Филипповна. Особое внимание она уделяла сохранению традиций классической психологии, а также призывала сотрудников ценить достижения отечественной науки. Кроме того, по инициативе руководителя кафедры были созданы именные аудитории многих классиков психологии: П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Ж. Пиаже и др.

Под руководством Татьяны Филипповны на кафедре было проведено пять всероссийских научно-практических конференций по психологии.

Помимо руководства кафедрой и преподавания, Людмила Филипповна являлась еще и научным руководителем у многих студентов. Под ее руководством было защищено более 30 диссертаций и огромное количество дипломных трудов.

Государственные премии и награды

Научная и образовательная деятельность заведующей кафедры возрастной психологии Обуховой Людмилы Филипповны была отмечена рядом государственных наград и премий, среди которых орден М. В. Ломоносова, медаль в память 850-летия Москвы, медаль К. Д. Ушинского. В 1997 году Татьяна Филипповна стала лауреатом премии президента РФ в области образования.

Помимо всего вышеперечисленного Людмила Филипповна с 1996 года была членом РАЕН (российской академии естественных наук), а с 1988 по 1990 годы выступала экспертом в ЮНЕСКО по теме «Маленький ребенок и семья».

Страсть к путешествиям

Нельзя сказать, что у Людмилы Филипповны было много свободного времени. Однако в последние восемь лет жизни, она открыла для себя удивительный мир путешествий. Эквадор, острова Пасхи, Индонезия, Камчатка — это лишь несколько стран, которые посетила Обухова. Все свои путешествия она подробно запечатлела на фотоснимках. Сначала поездки ограничивались одной — двумя в год. Известно, что последние несколько лет Людмила Филипповна старалась использовать для этого каждую возможность: каникулы, праздники, выходные. «Мы уже не в том возрасте, когда можно откладывать на потом» — повторяла она своей путевой подруге Жанне Марковне Глозман.

При этом Людмила Филипповна никогда не забывала о любимой работе. У нее с собой всегда был ноутбук. В промежутках между экскурсиями она то писала статьи, то разрабатывала новые программы, то занималась делами любимой кафедры.

Конец пути. Причина смерти Обуховой Людмилы Филипповны

Неожиданно для всех, 20 июля 2016 года, в возрасте 77 лет, известная женщина скоропостижно скончалась. Причина смерти Обуховой Людмилы Филипповны не разглашалась. Гражданская панихида состоялась в день ее ухода их жизни. Проститься с ней пришли не только члены семьи, но и коллеги, студенты и все те, кого она так искренне любила. Жизнь Людмилы Филипповны была яркой и наполненной смыслом, любовью. В памяти своих коллег и студентов она навсегда останется непревзойденным профессионалом, влюбленным в свою профессию. А в сердцах детей и внуков — нежно любящей бабушкой и мамой, дарящей свое душевное тепло и искренность.

Книги Обуховой Людмилы Филипповны сегодня можно приобрести в любом книжном магазине в разделе «Психология». А также в различных интернет-магазинах, и специализированных сайтах данного направления. Они и сегодня не потеряли своей актуальности и научной ценности.

Источник: bisbroker.ru