Главная / Образование / Социальный конструктивизм — теория познания и обучения

Социальный конструктивизм — теория познания и обучения

Социальный конструктивизм — это теория познания и обучения, в которой утверждается, что категории знаний и реальности активно создаются социальными отношениями и взаимодействиями. Основанный на работе таких теоретиков, как Л. С. Выготский, он сосредоточен на личностном построении знаний посредством социального взаимодействия.

Конструктивизм и социальный конструктивизм

Конструктивизм — это эпистемология, учебная или смысловая теория, которая объясняет характер знания и процесс обучения людей. Он утверждает, что люди создают свои собственные новые знания в процессе взаимодействия, с одной стороны, между тем, что они уже знают и во что верят, и идеями, событиями и действиями, с которыми они контактируют, с другой. Согласно теории социального конструктивизма, знание приобретается в ходе непосредственного участия в обучающем процессе, а не посредством подражания или повторения. Обучающая деятельность в конструктивистских условиях характеризуется активным взаимодействием, запросом, решением проблем и взаимодействием с другими. Учитель — это руководитель, фасилитатор и соискатель, который поощряет учеников задавать вопросы, оспаривать и формулировать свои собственные идеи, мнения и выводы.

Педагогические задачи социального конструктивизма базируются на социальной природе познания. В соответствии с этим предлагаются подходы, которые:

  • предоставляют учащимся возможность для приобретения конкретного, контекстуально значимого опыта, посредством которого они ищут шаблоны, поднимают свои собственные вопросы и строят свои собственные модели;
  • создают условия для учебной деятельности, анализа и размышлений;
  • поощряют обучающихся к большей ответственности за свои идеи, к обеспечению автономии, к развитию социальных отношений и расширению возможностей, направленных на достижение целей.

Предпосылки социального конструктивизма

Рассматриваемая образовательная теория подчеркивает важность культуры и контекста в процессе формирования знаний. Согласно принципам социального конструктивизма, выделяют несколько предпосылок, обуславливающих это явление:

  • Реальность: социальные конструктивисты считают, что реальность строится посредством человеческой деятельности. Члены общества вместе изобретают свойства мира. Для социального конструктивиста реальность не может быть обнаружена: она не существует до ее социального проявления.
  • Знание: для социальных конструктивистов знание также является человеческим продуктом и социально и культурно сконструировано. Люди создают смысл через свое взаимодействие друг с другом и с окружающей средой, в которой они живут.
  • Обучение: социальные конструктивисты рассматривают обучение как социальный процесс. Он не только происходит внутри человека, но и не является пассивным развитием поведения, которое формируется внешними силами. Значимое обучение происходит, когда люди занимаются социальной деятельностью.
  • Социальный контекст обучения

    Он представлен историческими событиями, унаследованными учащимся как членами определенной культуры. Системы символов, такие как язык, логика и математические системы изучаются на протяжении всей жизни учащегося. Эти системы символов диктуют, как и чему научиться. Большое значение имеет характер социального взаимодействия учащегося со знающими членами общества. Без социального взаимодействия с более знающими другими, невозможно получить социальный смысл важных систем символов и научиться их использовать. Так, маленькие дети развивают свои мыслительные способности, взаимодействуя со взрослыми.

    Теория обучения

    По мнению родоначальника социального конструктивизма Л. С. Выготского, знание формируется через социальное взаимодействие и является общим, а не индивидуальным опытом.

    Теория обучения предполагает, что люди создают «смысл» из образовательного опыта, учась с другими. В этой теории говорится, что процесс обучения проходит лучше всего в том случае, когда обучающиеся функционируют как социальная группа, которая совместно создает общую культуру артефактов с общим значением.

    В рамках этой теории ведущая роль присваивается активности людей в процессе обучения, что отличает ее от других образовательных теорий, в основном основанных на пассивной и восприимчивой роли ученика. В ней также признается большое значение систем символов, таких как язык, логика и математические системы, которые унаследованы учащимся как членами определенной культуры.

    Социальный конструктивизм предполагает, что учащиеся изучают концепции или создают смысл идей через их взаимодействие с другими идеями, своим миром и посредством интерпретаций этого мира в процессе активного построения смысла. Учащиеся создают знания или понимание в результате активного обучения, мышления и работы в социальном контексте.

    Согласно этой теории, способность учащегося к обучению в значительной степени зависит от того, что он уже знает и понимает, а приобретение знаний должно быть индивидуально подобранным процессом строительства. Теория трансформационного обучения фокусируется на часто необходимых изменениях, которые требуются в предвзятости и мировоззрении ученика.

    Конструктивистская философия подчеркивает важность социальных взаимодействий в построении знаний.

    Согласно теории обучения социального конструктивизма, формирование каждого из нас происходит посредством собственного опыта и взаимодействий. Каждый новый опыт или взаимодействие учитываются в наших схемах и формируют наши перспективы и поведение.

    Источник: bisbroker.ru