Главная / Образование / Понятие «класс»: определение и понятие

Понятие «класс»: определение и понятие

Понятие «класс» является предметом анализа для социологов, политологов, антропологов и социальных историков. Однако не существует единого определения этого понятия, и термин имеет широкий диапазон иногда противоречивых значений. В общем, понятие «класс» обычно является синонимом социально-экономического класса, который определяется как «большая группа людей, имеющих одинаковый социальный, экономический, культурный, политический или образовательный статус». Например: «рабочий», «новый профессиональный» и т. д. Тем не менее ученые отделяют социальный и социально-экономический статус друг от друга, причем в первом случае они ссылаются на относительно стабильный социокультурный фон, а во втором — на текущую социально-экономическую ситуацию, которая делает этот статус более изменчивым и непостоянным.

Классы: понятие по истории

Исторически сложилось так, что страта и ее социальная роль иногда устанавливались законом. Например, разрешенный режим в строго регламентированных местах, разрешение на роскошь лишь для аристократии и т. д. Качество и разнообразие одежды по-прежнему являются отражением понятия социального класса, ибо так исторически сложилось.

Теоретические модели

Определения социальных ролей отражают ряд социологических школ, которые одновременно связаны с антропологией, экономикой, психологией и социологией. Главными школами исторически были марксизм и структурный функционализм — именно они задавали основные понятия страт в социологии, философии и политологии. Общая стратиграфическая модель делит общество на простую иерархию рабочего, среднего и высшего класса. В академических кругах появляются две широкие школы определений: те, которые соответствуют социологическим стратовым моделям XX века, и те, которые соответствуют историческим материалистическим экономическим моделям XIX века, актуальным для марксистов и анархистов.

Другое различие в трактовке понятия «класс» может быть проведено между аналитическими социальными концепциями, такими как марксистская и веберовская, а также эмпирическими, такими как подход к социально-экономическому статусу, который отмечает соотношение доходов, образования и богатства с социальными результатами без необходимости учета отношения к определенной общественной структуре.

Классы по Марксу

Для Маркса общественное положение — это сочетание объективных и субъективных факторов. Объективно оно разделяет общую связь со средствами производства. Субъективно же члены одной страты обязательно будут иметь некоторое восприятие («классовое сознание») и сходство общих интересов. Классовое сознание — это не просто осознание собственного группового интереса, но и совокупность общих взглядов на то, как общество должно быть организовано юридически, культурно, социально и политически. Эти коллективные отношения воспроизводятся во времени.

В марксистской теории структура капиталистического общества характеризуется нарастающим конфликтом между двумя основными общественными формациями: буржуазией или капиталистами, которые обладают всеми необходимыми орудиями производства, и пролетариатом, который вынужден продавать свою собственную рабочую силу, существуя за счет «унизительного» (по мнению марксистов) наемного труда. Это фундаментальная экономическая структура соотношения труда и собственности обнажает противоестественное состояние неравенства, которое якобы легитимизируется через культуру и идеологию. Понятие слова «класс» в марксизме тесно связано с понятиями базиса и надстройки.

Марксисты объясняют историю «цивилизованных» обществ в терминах борьбы между теми, кто контролирует производство, и теми, кто производит товары или услуги в обществе. В марксистском взгляде на капитализм это конфликт между капиталистами (буржуазией) и наемными рабочими (пролетариатом). Для марксистов фундаментальный антагонизм коренится в ситуации, когда контроль над общественным производством обязательно влечет за собой контроль над группой людей, производящей товары — в капитализме это эксплуатация рабочих буржуазией. Потому понятие «класс» в марксизме имеет довольно специфический политический окрас.

Вечная борьба

Метаисторический конфликт, зачастую называемый «классовой войной» или «классовой борьбой», представляет собой, в представлении марксистов, извечный антагонизм, существующий в обществе из-за конкурирующих социально-экономических интересов и желаний между людьми разных социальных страт.

Для Маркса история человеческого общества была историей классового конфликта. Он указал на успешный подъем буржуазии и необходимость революционного насилия в обеспечении прав буржуазии, которые поддерживали капиталистическую экономику.

Маркс утверждал, что эксплуатация и нищета, присущие капитализму, были уже существующей формой этого конфликта. Маркс считал, что наемным работникам нужно будет восстать, чтобы обеспечить более справедливое распределение богатства и политической власти.

Классы по Веберу

Вебер вывел многие из своих ключевых концепций социальной стратификации, изучив социальную структуру многих стран. Он отметил, что, вопреки теориям Маркса, стратификация основывается не только на владении капиталом. Вебер отметил, что некоторые члены аристократии не имеют экономического богатства, но тем не менее могут иметь политическую власть. Аналогичным образом в Европе многие богатые еврейские семьи испытывали недостаток в престиже и честности, поскольку считались членами группы «париев».

В пик исторического материализма Маркса Вебер подчеркнул важность культурных влияний, вложенных в религию, как средство понимания генезиса капитализма. Протестантская этика была самой ранней частью более широкого исследования Вебера, посвященного мировой религии — он продолжил изучение религий Китая, Индии и древнего иудаизма с особым учетом их различных экономических последствий и условий социальной стратификации. В другой крупной работе «Политика как призвание» Вебер определил государство как предприятие, которое успешно заявляет о «монополии на законное использование физической силы на данной территории». Он также первым классифицировал социальную власть в различных формах, которые он назвал харизматичными, традиционными и рационально-правовыми. Его анализ бюрократии подчеркивал, что современные государственные институты все чаще основываются на рационально-правовой власти.

Современная трехсторонняя модель

Сегодня принято считать, что общество состоит из трех элементов: очень богатого и мощного высшего класса, который владеет и контролирует средства производства, срединной страты, состоящей из профессиональных работников, владельцев малого бизнеса и менеджеров низкого уровня, и более низкой социальной группы, которая полагается на низкооплачиваемую зарплату за свои средства к существованию и часто сталкиваются с бедностью. Такое разделение сегодня существует во всех странах. Трехсторонняя модель стала настолько популярной, что из социологии давно перекочевала в бытовой язык.

Когда где-либо просят дать определение понятия «класс», то подразумевают как раз эту привычную всем модель.

Вершина пирамиды

Вершина пирамиды социально-экономических отношений — это социальный класс, состоящий из богатых, благородных, могущественных людей. Обычно они имеют наибольшую политическую власть. В некоторых странах достаточно быть богатым и успешным, чтобы позволить себе войти в эту категорию людей. В других только люди, которые рождаются или вступают в брак в определенных аристократических семьях, считаются членами этой страты, а те, кто приобретают большие богатства посредством коммерческой деятельности, смотрят на аристократию как на нуворишей.

Например, в Соединенном Королевстве высшие классы — это аристократия и члены королевской семьи, а богатство играет менее важную роль в статусе. У многих пэров и прочих носителей титулов есть места, прикрепленные к ним, причем обладатель титула (например, граф Бристоль) и его семья являются хранителями дома, но не владельцами. Многие из них требуют больших затрат, поэтому аристократам обычно требуется богатство. Многие дома являются частями поместий, принадлежащих и управляемых владельцем титула с денежными средствами, полученными за счет торговли землей, арендной платы или других источников дохода. Однако в Соединенных Штатах, где нет аристократии или королевской власти, самый высокий статус принадлежит чрезвычайно богатым, так называемым «сверхбогатым» людям. Хотя даже в Соединенных Штатах у представителей старых благородных фамилий есть привычка смотреть сверху вниз на тех, кто заработал свои деньги в бизнесе: там это называется борьбой между New Money и Old Money.

Высший класс, как правило, составляет 2 % населения. Его члены часто рождаются уже со своим статусом и отличаются огромным богатством, которое передается из поколения в поколение в форме имений и капиталов.

Середина пирамиды

Любая система, состоящая из трех элементов, подразумевает, что между нижним и верхним элементом будет стоять что-то промежуточное, как между молотом и наковальней. То же самое касается и социологии. Понятие среднего класса в социологии подразумевает большую группу людей, которые социально и экономически находятся между низшим и высшим классами. Одним из примеров вариативности этого термина является то, что в Соединенных Штатах слово «средний класс» применяется по отношению к людям, которые в другом месте считались бы представителями пролетариата. Таких работников иногда называют «служащими».

Очень многие теоретики, такие как Ральф Дахрендорф, заметили тенденцию к увеличению количества и влияния среднего класса в современных развитых обществах, особенно в связи с нуждой в образованной рабочей силе (проще говоря — специалистах) в высокотехнологической экономике.

Нижняя часть пирамиды

Низший класс — это люди, работающие на низкооплачиваемых рабочих местах с очень низкой экономической безопасностью. Этот термин также относится к лицам с низким доходом.

Пролетариат иногда разделяется на тех, кто нанят, но не имеет финансовой безопасности («работающий бедный»), и неработающих бедных — тех, кто является безработным в долгосрочной перспективе и/или бездомным, особенно тех, кто получает дотации от государства. Последнее аналогично марксистскому термину «люмпен-пролетариат». Члены рабочего класса в Америке иногда называются «синими воротничками».

Роль социальных страт

Социально-экономический класс человека имеет широкомасштабные последствия для его жизни. Это может повлиять на школу, которую он будет посещать, его здоровье, доступность рабочих мест, возможность вступить в брак, доступность социальных служб.

Ангус Дитон и Энн Кейс проанализировали уровень смертности, связанный с группой белых американцев в возрасте от 45 до 54 лет и их отношением к определенному классу. Растет число самоубийств и смертей от злоупотребления психоактивными веществами в этой конкретной группе американцев. Эта группа также была зарегистрирована с увеличением числа сообщений о хронических болях и плохом общем состоянии здоровья. Дитон и Кейс пришли к выводу из этих наблюдений, что из-за постоянного напряжения, которое эти американцы чувствуют из-за борьбы с бедностью и постоянного колебания между низшим и рабочим классом, страдает не только разум, но и тело.

Социальные стратификации также могут определять спортивные мероприятия, в которых участвуют представители тех или иных классов. Предполагается, что представители высших слоев общества с большей вероятностью будут участвовать в спортивных мероприятиях, тогда как люди низкого социального статуса с меньшей вероятностью будут участвовать в них.

Популярная утопия

«Бесклассовое общество» описывает строй, в котором никто не рождается в рамках определенной социальной группы. Различия в богатстве, доходах, образовании, культуре или социальных связях могут возникать и определяться только индивидуальным опытом и достижениями в таком обществе.

Поскольку эти различия трудно избежать, сторонники этого строя общества (например, анархисты и коммунисты) предлагают различные средства для его достижения и поддержания и придают разную степень важности ему как логическому завершению своих политических целей. Часто они отвергают необходимость понятия социального класса как таковую.

Бесклассовое общество и эволюция марксизма

Маркс еще в XIX веке отметил, что должна быть некая переходная форма между обществом капитализма и обществом коммунизма. Это переходное звено, которое он назвал социализмом, по-прежнему было бы классовым, но вместо капиталистов в нем правили бы рабочие. Будучи правящей силой, рабочие затем развивали бы производительные мощности до стадии, где могло бы быть всестороннее развитие каждого человека и мог бы быть реализован принцип «каждому по его потребностям».

В Соединенных Штатах силы производства уже развиты до такой степени, что бесклассовое общество теоретически может существовать. Хотя, по словам Маркса, оно может быть реализовано лишь при коммунизме. Но со времен Русской революции все современные виды социалистов отделились от коммунистов с точки зрения политической организации, но никогда не сомневались в том, что социализм является лишь переходным обществом на пути к коммунизму и что только при коммунизме может быть бесклассовым обществом.

Как революционные социалисты пришли к тому, чтобы остановиться лишь на социализме, все еще претендуя на право называть себя марксистами? Переломным моментом стала Русская революция. Если бы большевики никогда не совершали революцию, социализм и коммунизм как конечная цель оставались бы частью марксистской идеологии, и марксистские организации всего мира могли бы продолжать свою борьбу против капитализма в одиночку.

Понятие «класс» в математике

Это слово имеет множество специальных значений в математике. В этой области оно относится к группе объектов с некоторым общим свойством.

В статистике определение понятия «класс» подразумевает под собой группу значений, по которым данные привязываются для вычисления частотного распределения. Диапазон таких значений называется интервалом, границы интервала называются ограничениями, а середина интервала называется меткой.

Вне теории слово «класс» иногда используется в качестве аналога слова «набор». Эта привычка восходит к особому периоду в истории математики, когда их не отличали от понятия множеств, как в современной теоретико-множественной терминологии. Многие дискуссии о них в XIX веке и ранее на самом деле относятся к наборам или, возможно, к более двусмысленной концепции. Схожую трансформацию прошло и понятие о классах глагола.

Другой подход применяется аксиомами фон Неймана-Бернайса-Геделя (NBG) — классы являются основными объектами в этой теории. Однако аксиомы существования класса NBG ограничены, так что они только количественно определяют по множеству. Это приводит к тому, что NBG является консервативным расширением ZF. Каким бы ни было понятие класса, множество всегда является его атрибутом.

Теория множеств Морзе-Келли допускает правильные классы как базовые объекты, такие как NBG, но также позволяет количественно определять их в своих аксиомах. Это заставляет MK быть строго сильнее, чем NBG и ZF.

В других теориях множеств, таких как «новые основы» или «теория полусетей», понятие «правильный класс» по-прежнему имеет смысл (не все они являются множествами). Например, любая теория множеств с универсальным множеством имеет собственные наборы, которые являются подклассами множеств.

Каждый подобный элемент является множеством — это знают все, кто знаком с математикой. Классы — основное понятие в данных математических теориях.

Источник: bisbroker.ru