Главная / Образование / Осип Мандельштам, «Силентиум»: анализ стихотворения

Осип Мандельштам, «Силентиум»: анализ стихотворения

Одно из самых известных и в то же время самых спорных стихотворений, которые написал Осип Мандельштам — «Силентиум». В этой статье содержится анализ произведения: что повлияло на поэта, чем он был вдохновлен и как создавались эти знаменитые стихи.

Стихи Мандельштама «Силентиум»

Напомним текст произведения:

Silentium

Она еще не родилась,

Она и музыка, и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И слово в музыку вернись,

И сердце сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

Ниже представим анализ данного произведения великого поэта.

История создания стихотворения и его анализ

«Силентиум» Мандельштам написал в 1910 году — стихи вошли в его дебютный сборник «Камень» и стали одним из самых ярких произведений тогда еще начинающего девятнадцатилетнего писателя. Во время написания «Силентиума» Осип проходил обучение в Сорбонне, где посещал лекции философа Анри Бергсона и филолога Жозефа Бедье. Возможно, именно под влиянием Бергсона Мандельштаму пришла идея написать это стихотворение, философской глубиной отличающееся от более ранних произведений автора. В это же время поэт увлекся творчеством Верлена и Бодлера, а также начал изучать старофранцузский эпос.

Произведение «Силентиум», переполненное восторженным и возвышенным настроением, относится к лирическому жанру в свободной форме и философской тематике. Лирический герой произведения повествует о «той, кто еще не родилась», но уже является музыкой и словом, нерушимо соединяя в себе все живое. Скорее всего, «она» Мандельштама — это гармония красоты, объединяющая в себе как поэзию, так и музыку и являющаяся апогеем всего совершенного, что есть в мире. Упоминание о море связано с богиней красоты и любви Афродитой, которая родилась из морской пены, соединив в себе красоту природы и высоту чувств души — она и есть гармония. Поэт просит Афродиту остаться пеной, подразумевая, что богиня являет собой слишком громкое совершенство.

Возможно, во втором четверостишье автор намекает на библейский сюжет создания мира: из моря появилась суша, и под светом, едва отделенным от тьмы, стали видны красивые оттенки среди общей черноты океана. Под днем, который «светел, как безумный», может подразумеваться какой-то момент озарения и вдохновения, испытанный автором.

Последнее четверостишье вновь отсылает к библейской теме: устыженные друг другом сердца скорее всего намекают на стыд, испытанный Адамом и Евой, после того как они вкусили плод с Дерева Познания. Здесь Мандельштам призывает вернуться к первоначальной гармонии — «первооснове жизни».

Название и выразительные средства

Анализировать «Силентиум» Мандельштама невозможно, не понимая, что означает название. Латинское слово silentium означает «молчание». В этом названии явная отсылка к стихам другого знаменитого поэта — Федора Тютчева. Однако у него произведение называется Silentium! — восклицательный знак придает форму повелительного наклонения, в связи с чем название правильнее всего переводится как «Молчи!». В этих стихах Тютчев призывает наслаждаться красотой внешнего мира природы и внутреннего мира души без лишних слов.

В своем стихотворении «Силентиум» Мандельштам вторит словам Тютчева, однако избегает прямого призыва. Из этого можно сделать вывод, что «молчание» или «тишина» — и есть гармония красоты, которая «еще не родилась», но вот-вот должна появиться в умах и сердцах людей, позволив им безмолвно, в «первоначальной немоте» наслаждаться окружающим жизнь великолепием естественных чувств и эмоций.

Основными выразительными средствами данного стихотворения являются синкретизм и циклические повторения («и музыка и слово — и слово в музыку вернись», «и пены бледная сирень — останься пеной, Афродита»). Также используются характерные для всей поэзии Мандельштама живописные образы, например «бледная сирень в черно-лазоревом сосуде».

Мандельштам использует четырехстопный ямб и свой излюбленный способ цикличной рифмовки.

Источники вдохновения

Написав «Силентиум», Мандельштам впервые раскрывается как серьезный самобытный поэт. Здесь он впервые использует образы, которые затем вновь и вновь будут возникать в его творчестве. Одним из таких образов является упоминание древнеримских и древнегреческих тематик — поэт не раз признавался, что именно в сюжетах мифов видит столь желанную для него гармонию, которую он постоянно ищет в окружающих его вещах. «Рождение Венеры» Боттичелли также натолкнуло Мандельштама на использование образа Афродиты.

Море стало главным явлением, которым вдохновился поэт. «Силентиум» Мандельштам окружил морской пеной, уподобив молчание Афродите. В структурном отношении стихотворение начинается с моря и морем заканчивается, а благодаря звуковой организации гармоничный плеск слышится в каждой строке. Поэт считал, что именно на морском берегу можно ощутить, насколько безмолвен и мал человек на фоне стихийности природы.

Источник: bisbroker.ru