Главная / Образование / Лучшие учебники по химии: выбор, рейтинг лучших, авторы, годы издания, подача материала и понятие основ

Лучшие учебники по химии: выбор, рейтинг лучших, авторы, годы издания, подача материала и понятие основ

Рассмотрим лучшие учебники по химии, используемые педагогами при преподавании данной учебной дисциплины в среднем и старшем звене.

В настоящее время к учебникам предъявляются разнообразные и многочисленные требования. Проанализируем ряд особенностей, которые присущи российским книгам, попробуем выяснить, какой учебник химии лучше.

Факторы для оценки

На что обращает внимание педагог, подбирая определенный методический комплект? В первую очередь, учитель анализирует последовательность изложения материала. Хороший учебник по химии должен содержать систему терминов и понятий, их качественную расшифровку. Особое внимание педагог уделяет комплектности учебника, выбирая автора, предлагающего книги с 8 по 11 класс, так как переход от одного автора учебника на другого является достаточно неудобным и приносит ребятам и учителю массу проблем.

Общеобразовательный концентр

Лучшие учебники по химии помимо теоретического материала предлагают тестовые упражнения, задачи разного уровня сложности, что позволяет педагогам реализовывать личностно-ориентированный подход при преподавании химии в основной (средней) школе.

С конца прошлого века содержание химического школьного образования основывается на концентрическом принципе. Лучшие учебники по химии учитывают данный факт.

Концентрическая система предполагает три этапа школьного химического образования.

Пропедевтика

Не будем подробно останавливаться на данном этапе, так как далеко не во всех учебных заведениях выделяются часы для введения первоначальных сведений о химических процессах, их признаках, вариантов применения. Лучшие учебники по химии с нуля предполагают преподавание ознакомительного курса «Введение в химию» в 5-7 классах. Например, такой курс предлагает О. С. Габриэлян (издательство «Дрофа»).

Основной уровень

Первым концерном преподавания химии, который хорошо известен учителям-предметникам, отметим методический комплект авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Написан учебник на базе концепции линейного преподавания научных дисциплин. К сожалению, после модернизации российского образования, внедрения ФГОС нового поколения на основную и старшую ступени обучения, линейный комплект не позволял решать те задачи, которые излагались в обязательном минимуме химического образования.

Оказалось, что это далеко не самый лучший учебник по химии для школьников. Поэтому в 2000 году на заседании комиссии, в полномочия которой входит утверждение методических комплектов для образовательных учреждений, было принято решение не присваивать комплекту по химии авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана гриф «Рекомендовано к использованию в ОУ». Несмотря на это, во многих российских школах педагоги еще несколько лет пользовались этим методическим комплектом, считая, что это лучший школьный учебник по химии.

Специфика концентрической концепции

Переход на такой принцип построения учебного материала потребовал введения в содержание учебника основ органической химии. Подобное введения реализовывалось двумя путями:

  • в комплектах О. С. Габриеляна, Р. Г. Ивановой, Е. Е. Минченкова, Г. И. Шелинского, Н. С. Ахметова информация об органических веществах предлагается в конце 9 класса;
  • в учебниках Л. Кузнецовой и Н. Е. Кузнецовой, Л. С. Гузея знакомство с основными классами органических соединений предлагается в рамках изучения элементов подгруппы углерода (IV-А группы) во 2-3 четвертях 9 класса.

Помимо такого отличия, у каждого учебника есть ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от профессиональных предпочтений педагога. К примеру, многие учителя убеждены в том, что лучшие учебники по химии должны содержать минимальное число специфических терминов и понятий. Они убеждены, что этим требованиям в полной мере соответствует методический комплект Л. С. Гузея (издательство «Дрофа»).

В нем материал излагается так, чтобы свести к минимуму необходимость механического заучивания новых сведений. Материал в данной книге излагается так, чтобы ученик осознавал его практическое применение, что существенно упрощает задачу педагога. Именно поэтому долгое время это был лучший учебник по химии для начинающих.

Комплект О. С. Габриеляна

В этом методическом комплекте, созданном для 7-11 классов, теоретический материал по химии предлагается на первом году обучения, то есть в рамках курса восьмого класса.

Среди минусов, которые можно отметить для данного комплекта по химии, педагоги называют несоответствие материала психологическим и возрастным особенностям школьников. Они могут воспринимать научный материал по химии не в логике его осознания, а в качестве абстрактного образа. Формулировки законов, основные определения, восьмиклассники заучивают наизусть, что негативно отражается на качестве универсальных учебных навыков обучающихся, снижает их интерес к предмету.

Курс неорганической химии построен автором учебника так, что на девятый класс выносится только материал, связанный с периодической системой элементов. Данный материал не состыкуется с темой «Строение атома», которая рассматривается в курсе физики в 8 классе. Отсутствие межпредметной связи – это основная причина трудностей, испытываемых ребятами при сопоставлении окислительных и восстановительных свойств металлических и неметаллических элементов.

Комплект по химии Н. Е. Кузнецовой

В нем достаточно понятно и качественно представлена органическая химия. Лучший учебник выбрать достаточно сложно, но комплект Н. Е. Кузнецовой, опубликованный издательством «Вентана-Граф», по достоинству оценен многими школьными учителями химии.

Педагоги отмечают присутствие в комплекте четко изложенного методологического материала. Отдельное место автор уделил методам, применяемым в современной химии, предложив в учебнике раздел «Методы химии».

Курс Р. Г. Ивановой

Комплект рассчитан на 8-11 классы, опубликован издательством «Просвещение». Он является единственным методическим комплектом по химии, в рамках которого оговаривается предварительное изучение учениками 6-7 классов пропедевтического курса «Естествознание». Ребята в ходе такого курса получают первоначальные представления о химических терминах на молекулярном и эмпирическом уровне. Учитель дает понятие валентности, простых и сложных соединений, вводит основные классы неорганических веществ: оксиды, кислоты, соли, основания.

Преимущества комплекта Р. Г. Ивановой заключаются в том, что до того, как ребята начнут изучать химию в восьмом классе, у них уже будут сформированы основные представления о методике составления химических уравнений, расстановке в них стереохимических коэффициентов. Ученики с легкостью составляют формулы бинарных соединений по валентности, владеют практическими умениями и навыками, знают основные правила техники безопасности.

Это дает учителю возможность в начале восьмого класса сразу приступать к изучению строения атома, сэкономив время. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях администрация разрешает учителям химии выбирать методический комплект данного автора. Причина заключается в необходимости выделения дополнительных часов на данный учебный предмет в 6(7) классах.

Курс Е. Е. Минченкова и др.

Специфика данного методического комплекта, опубликованного издательством «Школа Пресс» заключается в том, что его авторы сначала предлагают поверхностное знакомство с темами, а затем предлагают учителю рассмотреть их на более глубоком уровне. Подобный подход способствует лучшему восприятию школьниками сложных химических терминов, запоминанию материала, осознанию возможности его практического использования.

Существенное место в данном химическом курсе авторы отвели практическому эксперименту. Учебник включает материал, при преподавании которого, педагог открывает своим воспитанникам единство материального мира.

Заключение

Анализируя основные методические комплекты, применяемые в настоящее время при преподавании школьного курса химии, отметим, что каждый из них обладает определенными положительными и отрицательными чертами. Именно поэтому трудно выбрать универсальный учебник. Каждый педагог подбирает себе те учебники, которые, по его мнению, наиболее понятны и удобны для школьников. Среди требований, предъявляемым к школьным книгам по химии, которые необходимо учитывать всем учителям, отметим наличие у книги грифа «Рекомендована МО РФ».

На что еще обращают внимание учителя, выбирая для работы определенный методический комплект? Желательно, чтобы помимо учебника, автором была создана рабочая книга для педагога, тетрадь для учеников, а также сборники задач и упражнений.

Например, курс С. И. Шелинского (издательство «Специальная литература») содержит лучшую, на взгляд многих учителей, научно-теоретическую основу школьного курса химии, но не предполагает дополнительной методической литературы.

Несмотря на то многообразие методической литературы, которое предлагается в настоящее время учителях химии средней и старшей школы, довольно сложно выделить один универсальный учебник, обладающий только положительными характеристиками.

Источник: bisbroker.ru