Главная / Образование / Линкор «Техас», линейный корабль ВМС США типа New York: история создания, характеристики, годы службы

Линкор «Техас», линейный корабль ВМС США типа New York: история создания, характеристики, годы службы

Единственный в мире сохранившийся до нашего времени классический дредноут, успевший повоевать в двух мировых войнах, расположился на постоянной стоянке в Сан-Джасинто. Линкор «Техас» сейчас — это открытый для посещения туристов корабль-мемориал. Вы можете не только осмотреть все закоулки легендарного боевого судна, но и посидеть на месте комендора и даже навести орудие на понравившуюся цель.

Общие сведения

Относится к линейным кораблям типа New York, всего построено два судна: «Техас» и «Нью-Йорк». Это были первые в истории дредноуты, вооруженные 356-мм артиллерией, благодаря главному калибру они стали самыми мощными военными кораблями в мире тех времен.

Это был последний большой дредноут, построенный перед Первой мировой войной. С десятью орудиями 356-мм калибра, он являлся самым мощным кораблем. Эрнест Хемингуэй, который видел линкор «Техас» во время боевых действий, был впечатлен силой его залпа и писал, что это «невероятный исполин».

Корабль несколько раз проходил модернизацию и реконструкцию. В Первой мировой войне участвовал в трансатлантических конвоях, во Второй — в десантных операциях в Нормандии, Северной Африке и Японии.

Каждый выстрел из главного калибра обходился в 777 долларов для американского гражданина, по подсчетам газеты New York Times (27 марта 1914). На строительство судна было потрачено 10 972 000 долларов США, в том числе оснащение и вооружение 1 598 000 долларов США.

Линейный корабль ВМС США «Техас» стал вторым кораблем, названным в честь южного штата. При этом первый броненосец «Техас» был переименован, чтобы освободить название для нового дредноута.

Основные характеристики

Корпус корабля типа New York был фактически увеличенным вариантом «Вайоминга», нормальное водоизмещение увеличилось до 26 455 тонн, полное — 27 933 тонн. Длина составила 174,77 м, ширина на линии ватерлинии — 29,05 м, проектная осадка равняется 8,7 м, реальная осадка при нормальном водоизмещении — 8,5 м.

Силовая установка состоит из двух вертикальных четырехцилиндровых паровых машин, которые давали энергию на два винта, 14 котлов, из них 8 с пароперегревателями. Весило машинное оборудование 2 311,3 тонн. Характеристики линкора «Техас», достигнутые при испытаниях: скорость 21,13 узла при мощности силовой установки в 28 850 л. с.; максимально возможный запас топлива — 2960,4 тонн угля и 463,5 тонн нефти, нормальная загрузка — 1973 тонн угля.

Основное бронирование сделано из крупповской брони класса «А» и «В», соединенной заклепками и изготовленной американскими компаниями.

Главное вооружение линейного корабля типа «Нью-Йорк» составляет десять 356-мм орудий с боекомплектом из 100 снарядов на орудие. Ствол выдерживал 150 выстрелов с самым мощным зарядом. Для орудия была выбрана компоновка «легкий снаряд — высокая скорость», для чего использовались относительно легкие снаряды весом 635 кг и достаточно высокой начальной скоростью в 790 м/с и длиной 1255 мм.

История создания

В 1911 году при разработке кораблестроительной программы Генеральным советом флота США было решено построить два линкора водоизмещением 26 000 тонн. За основу был взят проект 506 с 10-ю 356-мм орудиями, предусмотрели и резервный вариант, на случай, если не успеют разработать приемлемое вооружение.

Разработка нового главного орудия была поручена компании Midvale Steel Co. в январе 1909 года. В ноябре этого же года начались испытания, несмотря на имеющиеся незначительные проблемы с заряжанием, отмечалась великолепная кучность боя. Успешные стрельбы в следующем году сделали проект 506 единственным из двух разрабатывавшихся.

В ходе разработки был внесен ряд усовершенствований, изменена толщина бронирования некоторых участков корабля, схема установки некоторых орудий. В качестве силовой установки выбрана паровая.

Первый корабль был построен на государственной верфи. Конкурс на строительство линкора № 35 выиграла частная верфь Newport News Shipbuilding & Drydock Co, построившая ранее корабли ВВ-28 и ВВ-38.

Строительство корабля

Заложили судно в корабельных доках Newport News Shipbuilding 17 апреля 1911. Строительство на стапелях продолжалось около 13 месяцев, после чего «Техас» торжественно был спущен на воду, на церемонии, посвященной событию, роль крестной мамы выполнила мисс Клаудиа Лайон.

На плаву достройка продолжалась еще примерно 21 месяц, в марте 1914 года линкор официально был зарегистрирован в составе флота. Первым капитаном стал Альберт У. Грант. Впервые в истории военного американского флота церемония принятия боевого корабля была снята на кинопленку.

После подготовительных работ и испытаний линкор вышел в море и на следующий день прибыл на другую верфь — New York Navy Yard, где в течение 21 дня на нем было установлено оборудование системы управления огнем.

Первый поход

В мае 1914 года американский десант высадился у г. Веракрус и захватил портовые сооружения, чтобы помешать доставку вооружения в Мексику. Для поддержки американской операции 13 мая линкор «Техас» получил приказ направиться к мексиканскому побережью, чтобы как можно быстрее присоединиться к основным силам флота.

В течение двух суток город был захвачен, однако обстановка продолжала оставаться напряженной, и 13 мая «Техас» получил приказ выйти в море и присоединиться к силам флота у берегов Мексики. При этом линкор не прошел процедуру «пробного плавания», когда устраняются недоделки и неполадки.

После пятидневной стоянки в Хэмптонском рейде линкор продолжил поход на юг и 26 мая присоединился к основным силам американского военно-морского флота в районе Веракруса. В последующие два месяца линкор патрулировал вдоль мексиканского побережья, поддерживая десант на берегу. В первой декаде августа линкор «Техас» завершил свою миссию и вернулся в Нью-Йорк.

Первая мировая война

В феврале 1918 года корабль прибыл в европейские воды, где соединился на базе Скапа-Флоу на Оркнейских островах с другими кораблями американского флота, 6 дивизией линейных кораблей Гранд-Флита. Первый боевой поход «Техаса» состоялся через несколько дней для прикрытия конвоя. Далее линкор выходил в море для конвоирования или усиления британских флотских соединений, когда те опасались встреч с немецкими тяжелыми кораблями.

Корабли дивизии регулярно выходили в море для проведения учений или патрулирования, но боевых столкновений не было. Германский надводный флот так и не покинул своих территориальных вод. После капитуляции Германии линкор вернулся в Атлантику и прошел ремонт и модернизацию. В июле 1920 года линейный корабль получил официальное обозначение USS Texas BB 35.

Вторая мировая война

С началом войны линкор «Техас» участвовал в патрулировании британских конвоев через Атлантический океан. В 1943 году корабль был задействован в первой американской масштабной операции Torch (“Факел”), десантной операции во французскую Северную Африку. Осуществляя прикрытие высадки и осуществляя артиллерийскую поддержку, в ночь с 5-6 июня корабль участвовал в прикрытии операции союзников по высадке в Нормандии, после этого — в обстреле немецких позиций на побережье и прикрытии операции по высадке в южной Франции.

В конце 1944 года корабль был отправлен в Тихий океан. В феврале 1945 года принял участие в важнейшей военной операции — штурме острова Иводзимы, где поддерживал артиллерийским огнем десантников. В марте-месяце приплыл к Окинаве и в течение 6 дней обстреливал японские позиции. После завершения операции отбыл на Филиппины, где его и настигли известия о капитуляции Японии.

Почетная отставка

Летом 1946 года активная военная история линкора «Техас» закончилась, корабль приплыл в Балтимор и простоял там законсервированный два года. Началась подготовка к разукомплектованию. Продумывался вопрос об его использовании в качестве мишени или сдаче в металлолом. Судну очень повезло, что его не включили в состав большой эскадры кораблей-мишеней, отправленных к атоллу Бикини на испытания атомной бомбы.

Когда принимали решение о создании из военного корабля музея, «Техас» оказался последним сохранившимся дредноутом, построенным еще до Первой мировой войны. Линкор участвовал в двух мировых войнах, в важнейших военных театрах в Европе, Африке и Тихом океане. В апреле 1948 года линейный корабль был передан властям штата Техас и списан из официального состава военного флота. Линкор стоит в искусственной гавани мемориального парка в Сан-Джасинто, посвященного истории США.

Источник: bisbroker.ru