Главная / Образование / Инклюзивное образование за рубежом: особенности, плюсы и минусы, условия поступления

Инклюзивное образование за рубежом: особенности, плюсы и минусы, условия поступления

В последние годы все активнее поднимается тема инклюзивного образования в России и за рубежом. Сама идея такого подхода к обучению продвигается с семидесятых годов прошлого столетия. Именно тогда начали принимать первые законы, направленные на предоставление несовершеннолетним инвалидам больших возможностей для образования, развития, совершенствования, следовательно, перспектив в будущем.

Настоящее: варианты и практика

Обучение за рубежом после 9 класса в европейских, американских образовательных учреждениях строго подчиняется рамкам законности, нормативным актам. Инклюзия получила распространение во многих заведениях, разработано несколько подходов. Некоторые учреждения работают по системе мэйнстриминга, интеграции, подход других связан с предоставлением особенного доступа к возможностям учиться. Интересен мэйнстриминг, в рамках которого детишки, чьи возможности ограничены в силу здоровья, со здоровыми активно взаимодействуют на праздниках, в досуговые часы. Включение таких обучающихся в общеобразовательную программу направлено на расширение контактов человека, правда, собственно, образовательные цели отходят на второй план.

Интеграция – такой подход к инклюзивному образованию за рубежом, в рамках которого работают с детишками, чья психика, физическое развитие отличаются от стандартных. Их потребности подводят под требования образовательной системы, в то время как саму систему обучения под особенных детей не меняют. Инвалиды получают возможность учиться в простой школе, хотя и не в одном классе с обычными учениками.

Инклюзия: особенность идеи

Инклюзивное образование за рубежом после 11 класса или до этого возраста предполагает поступление в специальным образом спланированное учреждение. В нем уже проведены реформы с целью соответствия потребностям, нуждам детей с самыми разными особенностями здоровья.

Идея инклюзии заключается в континууме сервисов, отвечающих нуждам особенных учеников. Опыт инклюзивного образования за рубежом показал: наилучшие возможности для социализации имеют дети, оказавшиеся в образовательной среде, благоприятной для них. Каждый ребенок имеет право быть участником школьной жизни, он должен посещать школу, к которой приписан по своему месту жительства. Инклюзия предполагает включение больного ребенка и в социальную активность, и в образовательную программу.

Нужно ли это?

В наши дни обучение за рубежом после 11 класса или до этого момента в инклюзивной системе – шанс принять участие в школьной жизни, подстроенной под требования участников. Европейские, американские образовательные учреждения, работающие по такой системе, дают своим школьникам достаточную поддержку, чувство защищенности, безопасности. Каждый участник может стремиться к новому, достигать успехов, новых высот, наслаждаться социальной жизнью и ценить каждую минуту такого общения.

Инклюзивное образование в России и за рубежом направлено на несколько иные цели, нежели обычная традиционная система. Достижения, к которым стремятся участники школы, – жить социальной жизнью, быть активными участниками коллектива. Каждый школьник имеет на это право, а нюансы его физиологии или психического состояния не должны ограничивать возможности. Инклюзивная образовательная система направлена на максимально высокий и продуктивный уровень межличностного взаимодействия, а каждый ученик может рассчитывать на помощь в любой сложной ситуации.

Варианты и пути

Развитие инклюзивного образования за рубежом постепенно шло по пути придания все большей ценности коллективу, обществу, взаимным связям между людьми. Дети не только учатся и в это время взаимодействуют, но также принимают решения сообща, что помогает им совершенствовать себя. Разработано несколько подходов, направленных на повышение эффективности такого образовательного метода. Их задача – вовлечение учеников в принятие решения группой, а также привлечение их к коллективному обучению. Детей необходимо привлекать к одинаковым вариантам активности, но задачи для каждого участника выбирают исходя из его потребностей и возможностей.

Основная идея, сформировавшаяся за всю историю развития инклюзивного образования за рубежом, – приравнивание инвалидов к обычным детям. Педагоги обязаны воспринимать всех учеников одинаково. Чтобы активизировать групповую работу, ответственные за коллектив взрослые могут прибегать к разным стратегиям, организовывать полевые работы, лабораторные проекты, современные исследования. Немаловажный аспект обучения – игровой. Роль педагога в такой образовательной системе отличается от классической школы. Учитель интегрирован в среду школьников.

Все совершенствуется

Хотя развитие инклюзивного образования за рубежом началось около полувека тому назад, только в последнем десятилетии прошедшего столетия были опубликованы важные работы, посвященные этому вопросу. В них особенное внимание уделялось родительской самостоятельной организации, активности в обществе инвалидов совершеннолетней возрастной группы. Привлекли внимание противники узкого подхода к социализации, реабилитации, защите людей с особенными потребностями. Именно тогда впервые громко заговорили о защите прав людей, чьи возможности ограничены в силу особенностей физиологии и психики, а также о необходимости расширения их шансов во взрослой самостоятельной жизни. Именно эти публикации стали своего рода катализатором. Они привлекли внимание широкой общественности к проблеме образования инвалидов, на фоне чего разгорелись дискуссии о правах, возможностях, образовании, интеграции в общество.

История инклюзивного образования за рубежом включает немало исследований, направленных на оценку эффективности такой программы. Специалисты анализируют итоги успеваемости и финансовые вливания в разные системы обучения. Проведенные в течение практически десятилетия крупные статистические и аналитические исследования наглядно показали: интегрированная схема помогает на уровне адекватных затрат добиться больших достижений учеников, поэтому справедливо считается выгодной. Впрочем, за границей образовательные учреждения имеют право на специальную финансовую поддержку, направляемую именно для обеспечения возможностей инвалидов учиться. Чем больше таких школьников будет в учреждении, тем обильнее будет финансирование, что делает заинтересованными в привлечении особенных учеников и преподавателей, и административный состав.

Актуальность вопроса

Не так давно, на рубеже столетий, история инклюзивного образования за рубежом пережила особенно важный поворот: первые лица сразу нескольких передовых держав назвали это направление образовательного процесса приоритетной концепцией. Ее призывают развивать и совершенствовать, постепенно подводить под эту идею мировое образование и политическую систему планеты. Основная задача образовательных учреждений – стать первопроходцами на пути устранения дискриминации, а также роста уровня обучения детишек самых разных категорий, типов и классов. Потребности в образовании есть у всех и каждого, но определенные особенности здоровья физического, психического делают круг таких требований шире или уже для конкретного человека. Некоторые имеют ограниченные возможности в силу здоровья, другие талантливы и особенно одарены, третьи принадлежат к особенным социальным прослойкам.

Вот уже не первый год родители детей с ограниченными возможностями ломают голову над тем, как отправить своих чад в самые лучшие образовательные учреждения, можно ли туда поступить, как. Обучение за границей – едва ли не мечта многих, и к ее воплощению в жизнь люди стремятся всеми силами. Это неудивительно, ведь попасть в такую школу для многих означает дать своим чадам наилучшие возможности в будущем. Специальные образовательные учреждения дают шанс нашему сообществу на инклюзию вообще, на развитие такой культуры массово на всей планете. Научная и практическая работа, сотрудничество педагогов, социологов и политиков направлены на генерирование наиболее перспективного пути воплощения инклюзивного образования.

Вопросы: важен для всех

Инклюзивное образование за рубежом и в нашей державе – одновременно проблема практическая, исследовательская, научная. В нашей стране этот тип образовательных учреждений еще только зарождается и проблема реализации стоит исключительно остро. Многие специалисты не зря призывают анализировать опыт иностранных коллег: порядка полувека истории позволило накопить немало полезных сведений, которые помогают более молодым учреждениям избежать совершенных первопроходцами ошибок. Критический анализ иностранного опыта и его применение с учетом особенностей, реалий нашего мира – важное направление работы для образовательной системы России.

Из года в год в инклюзивном образовании за рубежом и в пределах родной страны заинтересовано все больше людей, поскольку количество инвалидов среди несовершеннолетних растет. Специалисты ВОЗ подсчитали: более 12 миллионов детей в разных странах нуждаются в собственном месте в инклюзивной образовательной системе. В реальности основной процент этих детей вынужден жить в маргинальном обществе. Они не получают вовсе никакого образования, или оно слишком низкого качества, что делает практически невозможным в будущем вхождение человека с ограниченными возможностями в социум.

Нужно ли нам это?

Как выше было указано, инклюзивное образование за рубежом начало активно развиваться еще в прошлом столетии, и в наши дни его история – порядка полувека. В России впервые необходимость специального подхода для включения инвалидов в общественную и образовательную жизнь была озвучена еще в начале прошедшего столетия, но реальные успехи в совместном обучении так и не были достигнуты, да и сами идеи признания и распространения не получили. В наши дни выкладки той эпохи стали фундаментом для экспериментальной работы, но те выводы были сформулированы в совсем иной среде, поэтому требуют переосмысления и доработки.

В наши дни инклюзивное образование за рубежом развивается довольно активно, а вот в пределах России проблем для инвалидов все еще крайне много. Некоторые считают, что без радикальных мер не обойтись и необходимо полностью менять социальную систему, подход к образовательному процессу. Вероятно, успех будет достигнут, если изменить общественное восприятие лиц с ограниченными возможностями, но превращение инвалидов в участников социума происходит крайне медленно – слишком сильны стереотипы. Многим кажется, что именно наличие особенностей развития, нарушений – основной признак для разделения людей на группы, ограничения их в возможностях получения знаний и навыков. Специальное образование, если следовать стереотипам, должно изолироваться от общего, и такие мысли до сих пор доминируют в головах многих, от простых родителей до ответственных лиц, управляющих образовательной системой державного уровня. Инклюзия – это гуманистический подход с огромным потенциалом, он направлен на изменение общественного взгляда и формирование нового социума, где каждый будет иметь свое место, всякий окажется полезным.

Исследование вопроса

В нашей стране сложилась довольно сложная ситуация, и многие призывают буквально безотлагательно внедрять нововведения, дабы сдвинуть дело с мертвой точки. Для этого, безусловно, нужно привлекать зарубежный опыт, и начинать стоит с анализа научных работ, посвященных инклюзивному образованию. Уже разработано немало моделей, и при определенной доработке их можно применять для муниципальных образовательных учреждений нашей державы. Внедрение такой системы позволило бы реализовать образовательную систему, учтя требования законодательства даже на фоне отсутствия технологий и наработок – их еще только предстоит создать. За границей есть немало учреждений, успешно внедривших инклюзивный подход, и многие готовы делиться своим опытом и полученными знаниями с коллегами внутри страны и из других государств. Критическое осмысление такой информации позволило бы применить опыт на практике в нашей стране.

Чтобы понять и разобраться в опыте образовательных учреждений, разумно обратить внимание на практику инклюзивного образования в разных державах. Наиболее интересными выглядят американские, английские, немецкие школы. Активно развивается идея инклюзивного обучения в Италии. Незаменим ценнейший опыт скандинавских коллег – шведских и датских педагогов.

Как это работает?

Инклюзивное образование предполагает привлечение к процессу специализированного педагога. Его область ответственности – поддерживать класс, в котором учится ребенок с ограниченными возможностями. Задача учителя – помогать тому педагогу, который преподает предметы, а также поддерживать учеников, столкнувшихся с временными сложностями. Специальный педагог отвечает за обеспечение взаимодействия между здоровыми и болеющими учениками, дабы исключить стигматизацию инвалидов и создать здоровую обстановку взаимной помощи и дружелюбия. Комплексная поддержка – основная идея инклюзивного образования.

Область ответственности учителя, работающего в системе, – составление плана, разработка инструкций, взаимная работа с учителями, преподающими дисциплины. Чтобы человек справился со своей задачей, он должен получить образование педагога и пройти дополнительную программу, в рамках которой осознать все особенности и специфику инклюзивной системы. В европейских державах, в Америке таким педагогом может стать только человек с высшим образованием, научной степенью, прошедший не менее чем двухгодичную стажировку. Он должен подтвердить свои умения и навыки официальным сертификатом. Ответственность за подготовку социализированного педагогического состава возложена на университеты. Особенно строго требования к учителям оговорены в итальянском законодательстве, где указано, что такие люди обязаны индивидуально поддерживать четырех инвалидов.

Работа в группе

Специальная поддержка, на которую могут рассчитывать инвалиды в рамках инклюзивного образования, предоставляется со стороны команды учителей из разных дисциплин. С детьми работают воспитатели, помощники, социальные работники, дефектологи, доктора, родители и заинтересованные в их судьбе представители социальных объединений. Суммарно, таким образом, реализована единая образовательная политика, позволяющая избавить ребенка от маргинальных сторон жизни и дать ему возможность на лучшее будущее. Каждый из взрослых, участвующий в процессе, несет ответственность за успех работы.

Как попасть?

Для многих родителей не столь интересна особенность реализации системы, сколько важно понять, как поступить. Обучение за рубежом после 9 класса даже в общем заведении, рассчитанном на всех желающих, для иностранца становится серьезным испытанием, а вот детям с определенными сложностями, особенностями, ограничениями, связанными со здоровьем физическим, психическим, приходится совсем сложно. В настоящее время есть определенные программы получения доступа к специализированному обучению. Проще, безусловно, попасть в полностью частное учебное заведение – для этого достаточно выбрать подходящее, где были бы свободные места, написать заявку и оплатить оказание образовательной услуги. Как правило, проблем с приемом иностранца в коллектив учеников не возникает, а педагогический персонал готов к такой работе, поэтому помогает ребенку быстро адаптироваться на месте.

Как видно при анализе основных этапов развития инклюзивного образования за рубежом, рассчитывать на бесплатное обучение граждане другой страны вряд ли могут. Как бы ни были совершенны внутренние институты, преимущественно все сталкиваются с одной проблемой – недостаточно мест в образовательных учреждениях даже для желающих учиться из собственной страны. Безусловно, отдать свое чадо в инклюзивную заграничную школу за собственный счет может далеко не каждая семья, и иногда определенную помощь могут оказать органы социальной поддержки. Стоит признать: на чудеса рассчитывать не приходится, поэтому оптимальный вариант для детей нашей страны – совершенствование взрослыми образовательной системы с тем, чтобы каждый имел равные возможности социализации, обучения и взросления дома.

Источник: bisbroker.ru