Главная / Новости24 / Стромынский тракт: расположение, история возникновения, особенности, фото

Стромынский тракт: расположение, история возникновения, особенности, фото

Мало кто задумывается, почему современные дороги зачастую идут не по наиболее короткому маршруту, сильно петляют и имеют множество изгибов. Ведь в наше время существует множество технических средств, позволяющих быстро делать просеки в лесах, мосты, туннели в горах. А дело все в том, что многие дороги в России просто проложены на месте старых, накатанных еще в древности. К этой категории трасс относится, к примеру, и московское Щелковское шоссе — бывший Стромынский тракт.

Когда был проложен

Появилась эта дорога на Руси в глубокой древности — еще до того, когда была построена Москва. В любом случае упоминания о ней имеются в летописях до 1147 г. Проложен Стромынский тракт изначально был до Суздаля. Проходила дорога через Москву, Измайлово, Щитниково, Ледово, Медвежьи озера, Анискино, Фомино (ныне Черноголовка), Стромынь, Киржачь. Оканчивалась же она во Владимире и Юрьеве-Польском.

Кто и когда проложил эту дорогу, историки, не знают. Зато доподлинно известно, что по этому тракту когда-то ездил сам Владимир Мономах. Об этом имеется упоминание, к примеру, в написанном им «Поучении».

«Кровеносная жила»

Что же представлял собой когда-то Стромынский тракт? История дороги берет свое начало с давних времен. И вплоть до XIX в. она была одним из самых оживленных транспортных путей в стране.

Свое название тракт получил в честь Стромынского монастыря. Ездили в древние времена по этой дороге в основном купцы, перевозившие самые разные товары. Также на тракте работали ямщики. Путешествовали по нему и иностранные гости.

В те далекие времена эта дорога стала настоящей «кровеносной жилой» негостеприимных лесистых, болотистых краев. Со временем вдоль нее, конечно же, было построено множество деревень. Возводилась недвижимость на Стромынском тракте в Черноголовке (Фомино), Анискино, Ледово, Киржаче и других городах и селах. Проживавшее здесь население занималось в основном гончарным делом и ткачеством. Готовые льняные полотна и глиняную посуду жидели деревень выносили к дороге и продавали проезжающим.

Тракт в более поздние времена

С наступлением индустриальной эпохи жизнь деревень Стромынского тракта изменилась. Поселившиеся здесь купцы научили местных жителей изготавливать дорогие ткани — шелковый бархат, полумех и плюш. Позднее предприимчивые люди построили вдоль дороги усадьбы и открыли фабрики. Ткачество на дому с этих пор начало уходить в прошлое. Местные мастера стали наемными рабочими. Получали в те времена ткачи около 25 руб. в месяц (при стоимости коровы в 5 руб.) и производили примерно 1 аршин материала в день. Одной из интересных особенностей является то, что рабочие фабрик имели возможность уходить в отпуск летом на три месяца — для того, чтобы вырастить овощи на огороде.

Конечно же, в это время активно развивалась и разного рода инфраструктура вдоль тракта. В населенных пунктах открывались больницы, школы, строились храмы. Производимый же на местных фабриках бархат экспортировался в том числе и в Европу и завоевал множество наград.

Что перевозили по дороге

Считается, что в давние времена Стромынский тракт был в первую очередь именно торговым путем. Перевозились по нему, как считают историки, в основном две группы товаров:

  • местные;

  • дальние.

В первом случае, помимо тканей и гончарных изделий, это были овощи и фрукты, деготь, уголь, дрова, мед, рыба, валенки, разного рода крестьянский инвентарь, зерно, овчина и пр. К дальним товарам относились пушнина, камни-самоцветы, уральский металл, казанские мыло и сафьян, сибирское золото, медвежатина (зимой), китайский шелк-сырец, изделия из кости. Обозы дальних купцов зачастую могли состоять из сотен повозок.

Время «заката»

Долгое время, таким образом, эта дорога была важнейшей магистралью страны. Однако в начале XIX в. на Стромынском тракте произошел спад транспортного напряжения. Тогда в России начало активно развиваться пароходное движение. Также в начале эпохи индустриализации в стране было проложено множество новых шоссейных, а позднее и железных дорог. Помимо всего прочего, было построено и более прямое, в сравнении со Стромынским, Московско-Нижегородское (Владимирское) шоссе. В результате дорога, а вместе с ней и расположенные вдоль нее населенные пункты, пришли в экономический упадок.

В конечном итоге Стромынский тракт, история которого началась в XII в., превратился в обычный большак, имеющий практически только местное значение. Товары по этой дороге все еще перевозились. Но их было уже намного меньше, чем в былые времена.

Современная дорога

Сохранился этот древний тракт, как уже упоминалось, частью и в наши дни. В Москве — это улица Стромынка и Щелковское шоссе. Продолжается Стромынский тракт и в Черноголовке. Здесь это две транспортные ветки — Институтский проспект и пр. Семенова. Также частью этой старой дороги являются некоторые участки трассы Черноголовка — Киржач — Кольчугино — Бавлены — Юрьев-Польский.

Помимо этого, бывший тракт — это некоторые улицы в таких населенных пунктах, как:

  • Стромынь.

  • Черново.

  • Филипповское.

  • Дворищи.

  • Аленино.

  • Бережки.

В Суздале проходит улица Стромынка, также являющаяся бывшим трактом.

Самый оживленный участок древнего Стромынского тракта — Щелковское шоссе — является на настоящий момент самой короткой лучевой дорогой в Москве. После МКАД же городские кварталы вдоль него построены на целых 20 км. Относятся эти районы к Москве и, к примеру, в этой части бывшего Стромынского тракта квартиры стоят столько же, сколько и в столице. До 1960 г. Щелковское шоссе так и называлось — Стромынским.

Достопримечательности

Построен Стромынский тракт был в древние времена. И конечно же, вдоль этой дороги сохранилось множество самых интересных достопримечательностей. К примеру, достойными внимания туристов и исследователей на этом пути являются:

  • Медвежье озеро.

  • Покровский храм.

  • Троицкий собор.

Конечно же, вдоль этого старого тракта сохранились и другие, не менее интересные достопримечательности. Однако эти три расположены ближе всего к Москве и осмотреть их желающим не составит никакого труда.

Медвежье озеро

Этот древний водоем находится рядом с одноименной деревней в Щелковском районе МО по пути следования трассы. Когда-то этими землями владел приближенный Петра I Александр Меньшиков. Об этом озере существует в том числе и старинная легенда, согласно которой, в его глубинах живет огромный таинственный змей. Это озеро может быть очень интересным в том числе и для рыбаков. Посидеть здесь с удочкой можно за небольшую плату. Рыба же на озере, судя по отзывам, ловится очень даже неплохо.

Покровский храм

Эта достопримечательность располагается рядом с Щелковским шоссе примерно в 10 км от МКАД. Когда-то здесь находилось имение Пехра-Покровское, также принадлежавшее Александру Меньшикову. В этом месте приближенный Петра I, помимо всего прочего, построил дворцово-парковый ансамбль, названный в честь сына царя Алексеевским дворцом. После смерти Петра I Меньшиков, как известно, впал в немилость и был сослан в Тобольскую губернию, где впоследствии и скончался.

Без хозяина имение и дворцовый комплекс быстро пришли в упадок. Через некоторое время у местного отца-настоятеля родилась идея переделать деревенский Покровский деревянный храм XV века в каменный. При этом материал было решено взять из Алексеевского дворца.

После революции этот храм был закрыт, а священники репрессированы. Однако в 90-е годы эта церковь, как и многие другие, снова была передана верующим. Сегодня посетить ее может любой желающий.

Троицкий собор

Эта достопримечательность находится в городе Щелково на Пролетарском проспекте. Особенностью Троицкого собора является в первую очередь необычная готическая архитектура. Эта церковь — уникальный архитектурный объект Подмосковья, построенный когда-то силами местных жителей. Землю под этот храм пожертвовал в 1909 г. купец А. И. Синицын. Проект же его разработал московский архитектор С. Гончаров, внучатый племянник жены Пушкина, Натальи Гончаровой.

Очень долгое время Священный Синод не решался утвердить необычный проект православного храма. Чертежи несколько раз переделывались, но в конечном итоге церковь была построена. В 1912 г. жители Щелкова направили ходатайство императору Николаю II о названии храма в честь его сына царевича Алексея и получили разрешение.

Освящена эта церковь была в 1916 г. В 1929 г. ее закрыли. В годы ВОВ в храме действовало литейное производство. В 1980 г. церковь решили снести. Однако этому помешала Олимпиада. Власти не захотели портить внешний вид подмосковного Щелково перед приездом иностранных гостей. В 90-е годы в храме вновь начали совершаться молебны.

Недвижимость на Стромынском тракте

Жить в населенных пунктах, расположенных рядом с этой старой дорогой, конечно же, и сегодня хотели бы многие люди. Вдоль Щелковского шоссе и несколько километров за МКАД недвижимость стоит баснословно дорого. Цена на полуторки в новостройках в местных жилых комплексах не бывает меньше 2,7-3,0 млн рублей.

Чем дальше от Москвы, тем ниже стоимость квартир в населенных пунктах вдоль этой старой дороги. К примеру, цена на недвижимость в Черноголовке Московской области на Стромынском тракте еще довольно-таки высока. Стоимость полуторки здесь начинается от 2,4 млн руб. Во Владимире же цена на такие квартиры составляет уже 1,5-2,5 млн руб.

Тем, кто хочет купить квартиру на Стромынском тракте в Черноголовке, Филипповском, Дворищах и т. д., таким образом нужно готовить очень крупную сумму денег. Можно также взять ипотеку на 15-20 лет.

Интересные факты

Долгое время в древности по Стромынскому тракту ездили не только купцы и ямщики. Промышляли в этих лесистых краях, конечно же, и разбойники. Награбленное добро лихие люди зачастую закапывали прямо возле дороги. В последующие годы при строительстве домов в деревнях и городах вдоль этого тракта неоднократно находили клады. В наши дни эти места, конечно же, также привлекают любителей старинных находок с металлоискателями. Здесь, судя по отзывам людей с таким хобби, можно найти как советские раритеты, так и царские.

В древности Стромынский тракт в районе Киржачского монастыря раздваивался. Одна его часть продолжалась непосредственно до Юрьева, а вторая — также до Юрьева, но через Александрову Слободу. Были у этой дороги и другие многочисленные ответвления.

Сегодня в этих местах проходят еле заметные проселочные лесные дороги, очень похожие на старинные, обложенные по краям камнем. Многие исследователи считают, что это и есть старые ответвления Стромынского тракта, сохранившиеся до наших дней.

bisbroker.ru