Главная / Наука / Л. В. Мардахаев, «Социальная педагогика»

Л. В. Мардахаев, «Социальная педагогика»

Огромное значение в развитии отечественных педагогических наук приобрела книга автора Мардахаева «Социальная педагогика». История данного направления берет свое начало в позапрошлом столетии.

Подходы, которые использовал автор

Изучение и систематизация теоретических знаний, материалов, полученных в результате практических исследований, позволяет раскрыть истоки социальной педагогики. Мардахаев Лев Владимирович – доктор педагогических наук, профессор, автор более сотни работ в данной области. Ему удалось выделить и раскрыть суть основных подходов и принципов обучения.

В учебнике Мардахаева по социальной педагогике предлагаются различные идеи развития научной отрасли, рассматриваются потребности социального сегмента, вопросы становления личности, поэтому один из используемых им подходов так и называется – личностно-социальным. Еще одна концепция, именуемая социоличностной, выстраивается на основе востребованности социума в правильном воспитании подрастающего поколения. Третьей базой для исследования по социальной педагогике у Мардахаева служит средовый подход, объединяющий вопросы формирования и совершенствования социологии как научной дисциплины и практической сферы. Каждый из подходов имеет тесную взаимосвязь с остальными, что позволяет условно дополнять институты социальной педагогики.

Предназначение учебника

Прежде чем перейти к содержанию книги, следует уделить внимание ее структуре. Учебник Л. В. Мардахаева «Социальная педагогика» составлен в полном соответствии с действующими стандартами, утвержденными федеральным законодательством по образованию и подготовке квалифицированных кадров в сфере социальной работы. Данное учебное пособие входит в базовый научно-методический комплекс общепрофессионального обучения социальных работников.

С целью осуществления качественной поэтапной подготовки специалистов учебник разделен автором на несколько разделов, посвященных тематике:

  • научно-теоретических основ социологии;
  • роли и становления индивидуума в социуме;
  • выявления нарушений в воспитании детей и подростков;
  • влияния окружающей среды на процессы формирования личности.

Полный курс Мардахаева «Социальная педагогика» содержит наиболее значимые вопросы, получение ответов на которые помогает учащемуся осмыслить педагогические аспекты взаимоотношений с клиентом и реализовать себя в качестве настоящего профессионала.

Основные разделы

В нынешних условиях развития социальной педагогики выделяют несколько подходов к изучению принципов и содержания дисциплины. Предмет данной научной области представлен результатами глубоких исследований в системе социальной деятельности. Концепция, предложенная Мардахаевым в книге «Социальная педагогика», помогла определить первостепенные направления в изучении дисциплины и разделить ее на соответствующие разделы.

В первой части внимание уделяется предмету, задачам и содержанию научной области, ее ключевым принципам. Здесь же автор выделил и обосновал особенности дисциплины, сформулировал наиболее значимые требования. К вопросам социально-педагогического процесса ученый подошел основательно, обратившись к разработкам коллег. Так, например, результаты работ П. Ф. Каптерева, которого считают основоположником педагогической психологии в России, нашли свое отражение в учебнике Мардахаева.

Социальная педагогика, по мнению автора, не утрачивает своей значимости, поскольку является целостным неразделимым явлением. Условно он разделяет дисциплину на внутреннюю и внешнюю части. Изучение основных процессов этой науки способствует более глубокому осознанию студентами сущности самой деятельности соцработника, ее составляющих и принципов реализации.

Благодаря второму разделу книги читатель имеет возможность познакомиться с аспектами формирования человека как личности в социально-педагогической плоскости. Эта часть учебника приоткрывает секреты механизма становления индивидуума. Во второй главе более детально описываются психоэмоциональные особенности развития личности в социуме. Человеку, планирующему связать свою жизнь с профессией социального работника, особенно важно уяснить поэтапность социального становления личности, понять сущность адаптации и реабилитации человека, оказавшегося в сложной ситуации.

Третий раздел посвящен изучению причин, за которыми кроются социальные отклонения, способы их предотвращения и преодоления. Подобные вопросы раскрываются через призму восприятия мира ребенком, через изучение «детской субкультуры» и глубокое осознание уникальности социокультурной сферы несовершеннолетних, которые являются клиентами социального работника. Такие дети и подростки оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи государства, отстаивании их прав и интересов.

Завершающий раздел «Социальной педагогики» Л. В. Мардахаева помогает получить представление о реальной среде социального формирования человека. Здесь автор приводит лишь несколько фундаментальных элементов из тех, которые влияют на развитие личности самым существенным образом. К таковым относят семью и внутрисемейные отношения, общение со сверстниками, внешнее информационное поле, взаимодействие с государственными институтами здравоохранения, образования, культуры, спорта и т. д.

Мардахаев оценивает семью как социокультурную среду, почву для взращивания личности и духовного развития каждого человека. Именно в семье происходят процессы, которые создают благоприятные условия для адаптации человека к обществу. Если соцработник сможет учесть роль этих явлений, ему удастся лучше понимать суть процессов, происходящих внутри семьи, вовремя определять ошибки в воспитании детей и неспособность взрослых самостоятельно заполнять пробелы, возникающие в отношениях между родителями и детьми.

В социально-педагогическом комплексе принципиально важным элементом выступает улица. В большей или меньшей степени она является средой воспитания ребенка, первоначальной единицей в формировании категории «уличные дети». Общение со сверстниками вне дома отмечается в книге Мардахаева о педагогике как незаменимая составляющая, оказывающая значительное влияние на формирующуюся личность. В учебнике также уделяется внимание проблемам развития детей-беспризорников, лишенных надзора и родительского попечения, нюансам работы с ними. В данной теме автор нередко обращается к трудам С. Т. Шацкого, исследовавшего контакт специалистов с детьми и подростками по месту проживания.

Средства массовой информации в социальной педагогике

Успех социального формирования личности зависит от степени социально-педагогического воздействия средств коммуникации. Нередко именно СМИ становятся совоспитателями малолетнего и подросткового контингента. Телевидение, радио, сеть Интернет – все эти элементы оказывают влияние на массы, поэтому анализ работы СМИ в контексте социально-педагогической деятельности предопределяет принципиальное место в становлении ребенка как личности, как семьянина в будущем или настоящем, как воспитателя своих детей. Основная цель социальной педагогики, по мнению Мардахаева, – научить ребенка с ранних лет грамотно принимать информацию, поступающую от СМИ.

Профдеформация соцработников

Поскольку деятельность как таковая в любых направлениях и отраслях рассматривается как воспитательный фактор, играющий роль в развитии индивидуума, в книге Льва Владимировича имеет место освещение темы профессиональной и личностной деформации. В этой части описываются главные методы профессиональной практики социального работника, применяя которые он столкнется с закономерными последствиями деформации личности. Если работник не допустит подобных изменений или преодолеет их, можно сделать вывод о его профпригодности.

Теоретический минимум

В основу содержания «Социальной педагогики» Мардахаева положены особенности взаимодействия соцработников и клиентов. Усовершенствование данного направления помогло ученому выделить самостоятельную научно-теоретическую отрасль, определить ее сущность, цель, составляющие, задачи и предназначение, место и роль в деятельности специалистов.

Пройдя от начала и до конца учебник «Социальная педагогика» Мардахаева, студенты должны получить подробное представление о главных аспектах профессиональной деятельности, сущности и содержании дисциплины. Не меньшее значение имеет понимание учащимся функций и задач, понятийного аппарата, фундаментальных категорий. Благодаря учебному курсу Льва Владимировича студенты приобретают навыки использования специфических терминов социальной педагогики при анализе типичных для данной деятельности процессов.

Взаимосвязь педагогики и социальной работы

К концу прошлого века в нашей стране были сформированы официальные институты социальной работы, педагогики и воспитания. Аналогично опыту иностранных государств, в России были созданы все условия для того, чтобы между ними сложилась тесная взаимосвязь. Педагогический аспект в социальной деятельности обоснован воздействием следующих факторов:

  • профессионализм обученного сотрудника при работе в связке «человек – человек»: выстраивание взаимоотношений с клиентом, подопечной группой, стремление трудиться в команде;
  • необходимость переквалификации клиента как объекта соцработы в субъекта, который способен оказать содействие в решении поставленных задач;
  • применение социально-педагогических методик и техник в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Исходя из практических результатов взаимодействия соцработника и педагога в сфере соцзащиты защиты населения не случайно возникла известная в профессиональных кругах мудрость: социальному педагогу вовсе не обязательно быть социальным работником, однако последний неизбежно должен иметь навыки социального педагога. Аргументировать данный парадокс можно, обратившись к некоторым интересным доводам.

В первую очередь стоит отметить, что соцпедагогика не является самостоятельным институтом в странах Северной Америки и Европы. Там эту дисциплину рассматривают как составляющий элемент социальной работы. С другой стороны, огромное влияние на развитие данного научного направления оказывает Международная федерация социальных педагогов, созданная в 1928 году в Копенгагене (Дания). В соответствии с уставом ассоциации социальная педагогика воспринимается как система теоретических и практических процессов работы с людьми в условиях социума (нарко- и алкозависимыми, лицами без определенного места жительства, асоциальными личностями и т. д.). В нашей стране теория соцработы проходит все этапы становления и совершенствования, основываясь на собственном опыте, переработках и результатах адаптации в условиях применения зарубежного опыта.

Кроме того, институты социальной работы и социальной педагогики в России создавались параллельно, практически в один и тот же период. На первых порах отдельные исследователи-теоретики высказывали свое мнение по поводу отличий между отечественной и западной системами. В частности, Бочарова В. Г. делала акцент на том, что решить свои социальные проблемы и трудности каждый человек способен самостоятельно, по крайней мере, от него самого многое зависит в этом вопросе.

Неудивительно, что отношение к социальной педагогике как подразделу социальной работы поддерживается зарубежными специалистами. Такой подход близок западному, однако он подразумевает смешение сущности этих двух направлений, которые имеют разные предметы, объекты и назначение.

Авторское понимание научных терминов

В понимании Л. В. Мардахаева социальная педагогика является специфическим знанием, теоретическим и практическим придатком социальной работы, но при этом самостоятельной единицей в системе социологии. Не случайно в своей книге ученый уделяет внимание раскрытию самого термина «педагогика», который переводится с греческого как «ведущий дитя», то есть, судя по всему, подразумевается человек, который ведет детей. Если верить преданию древних эллинов, богатые рабовладельцы назначали одного из своих рабов ответственным, которому поручалось отводить хозяйских детей в школу. Такого раба называли paidagog («педагог»). Далее этот термин прижился в отношении людей, занимающихся обучением и воспитанием младшего поколения. Отсюда и произошло название науки.

Что касается слова «социальный», то под ним правильнее понимать «общественный». Данному понятию не дается отдельного определения в «Социальной педагогике» Мардахаева, но сам автор раскрывает его не просто как социальное развитие и воспитание, но и формирование ориентации на ценности, нормы, обычаи и правила социума. Общество здесь играет роль окружающей среды жизнедеятельности, в которой человеку предстоит сосуществовать и реализовывать себя в различных стезях. К этой же категории понятий в «Социальной педагогике» Мардахаев относит родителей или опекунов, воспитателей, учителей в школе, преподавателей в университете и других людей, которые исполняют функции ведущих, помогая ребенку с самого детства поэтапно усваивать полученный опыт, приспосабливаться к особенностям культуры, самобытности и нравственности общества.

Что такое социальная педагогика? Разные подходы к определению

В «Социальной педагогике» Л. В. Мардахаев приводит несколько актуальных на сегодняшний день версий, разъясняющих суть данной научной области. Так, например, в книге учитывается мнение немецкого специалиста в данной области Х. Мискеса, который считает, что социальная педагогика – это образовательная дисциплина, которая раскрывает социальную значимость преподавания и воспитательного процесса в любых возрастных группах. Мардахаев приводит и совершенно иную позицию, которая принадлежит немцу Е. Молленхауеру. Этот специалист отводит социальной педагогике практическую роль, которая заключается в том, чтобы помогать молодому населению адаптироваться к действующей социальной системе, противостоять отклонениям от норм поведения.

Отечественные специалисты воспринимают социальную педагогику по-разному. Например, В. Д. Семенов полагает, что это наука, изучающая механизмы воздействия социальной среды на человека, особенно воспитательное влияние на незрелую личность. В учебнике по социальной педагогике Л. В. Мардахаева нашлось место и другой позиции. Она принадлежит российскому исследователю А. В. Мудрику. Он называет данную дисциплину отраслью знаний, изучающей социальное воспитание в контексте адаптивных общественных процессов, то есть социализации.

Отдельного внимания заслуживает позиция М. А. Галагузовой. По ее мнению, указанное направление неправильно рассматривать как родственное с социальной работой. Галагузова считает, что социальная педагогика является отраслью педагогических знаний, раскрывающей закономерности и целесообразность воспитательного влияния на развитие и формирование личности, вне зависимости от того, выходит оно за рамки нормы или нет.

Мардахаев в «Социальной педагогике» попытался систематизировать указанные подходы к определению сущности этой дисциплины, а также проанализировать суть ее фактического применения на практике. Сведя воедино все вышеупомянутые позиции, автор называет социальную педагогику отраслью педагогических знаний, предназначенной для изучения закономерностей становления зрелой личности в социокультурной среде.

Словарь

Помимо учебника, автор издал специальный словарь. Мардахаев вместил в него около 3000 понятий, терминов, выражений, позволяющих раскрыть содержание науки, а также фамилии выдающихся ученых и практикующих специалистов, внесших свою лепту в развитие совершенствующейся дисциплины. Кроме того, в этом словаре нашла свое отражение терминология, заимствованная из психологии, социальной работы, социологии, так как множество единиц понятийного аппарата необходимы теоретическим и практическим работникам.

Несмотря на то что в словаре по социальной педагогике Мардахаев не раскрывает понятие «человек» в буквальном значении, по содержанию можно сделать вывод, что автор считает человеком социальное существо, которое существует по законам природы, но совершенствуется с учетом потребностей социальных групп, то есть общественной среды.

Педагогика социального становления личности и отклонений

С одной стороны, развитие происходит в индивидуальном порядке путем изменения тех особенностей и возможностей, которые присущи исключительно личности. С другой стороны, имеет место средовая обусловленность. Каждый человек развивается в различных социальных условиях, в которых он живет и реализует себя как личность. Но не менее важным фактором является внешняя социальная обусловленность, подразумевающая отражение в поведении, мировоззрении, взглядах устоев и традиций конкретного общества. Об этом в своем учебнике и говорит Мардахаев.

В основах социальной педагогики нашлось место подразделу, изучающему причины появления отклонений в развитии и воспитании человека. Рассматриваются способы их предотвращения и устранения. Изучением данного вопроса помимо Мардахаева в социальной педагогике занимались зарубежные и отечественные ученые И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, А. С. Макаренко, Е. Молленхауер, В. Н. Сорока-Россинский. Результаты их исследований сводятся к единому заключению: на социальные отклонения незрелой личности воздействуют три основных фактора:

  • индивидуальная предрасположенность;
  • социализация в обществе;
  • среда жизнедеятельности и культура.

Значимые позиции в социальной педагогике занимает воспитание и вопросы, связанные с преодолением сложностей в его процессе, сопровождение и поддержка человека в его социальном становлении, самореализации и самосовершенствовании. Осознание и понимание того, каким образом осуществляется становление личности, помогает наставникам (в эту категорию входят родители, лица, их заменяющие, учителя) предугадать динамику, отыскать способ целенаправленного воздействия на обстоятельства и условия протекания данных процессов. В этом состоит суть и основная задача прикладных разделов социальной педагогики, и Л. В. Мардахаев полностью придерживается ее.

Имеет ли значение возраст

В педагогике огромное значение принадлежит возрасту человека, проходящего отрезок пути социального становления. На начальных этапах это обусловливается, как правило, индивидуальными особенностями, включая любознательность, предрасположенность к физической активности. По мере взросления и изменений в образе жизни изменяется мировоззрение, корректируется остов нравственно-волевых ценностей. Только зрелая личность способна сделать осознанный выбор, ориентироваться в нем и придерживаться определенных жизненных позиций, которые в большей мере предопределяют дальнейшее направление для работы над собой на различных этапах.

От того, насколько успешно человек пройдет путь социального самосовершенствования, зависит, сформируется ли его личность как индивида. Данный процесс обусловливается социальными условиями, в которых ребенок воспитывается и взрослеет. В отличие от ребенка, саморазвитие взрослого зависит от интенсивности его самопроявления, активности и стремления к самосовершенствованию.

В завершение

Издано немало книг и учебных пособий, затрагивающих вопросы социального воспитания. Мардахаев в своем учебнике подтвердил, что социальная педагогика является неотъемлемым элементом курса социальной работы. Иным способом добиться результатов воспитательной деятельности невозможно. Это особенно заметно в работе с детьми, с неблагополучными семьями, асоциальными представителями общества. Чтобы решить социальные проблемы своих клиентов, соцработникам и педагогам остается полагаться исключительно на собственные знания и достойный уровень профессиональной подготовки.

Говоря об учебнике Льва Владимировича, следует отметить, что он полностью соответствует федеральным стандартам. Комплекс «Социальная педагогика» предназначен для использования в учебном процессе высшего профессионального образования последнего поколения с целью профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа». К слову, книга Мардахаева издавалась шесть раз с 2005 по 2017 год. Последнее издание, переработанное и дополненное, имеет официальные рекомендации от Учебно-методического объединения вузов России.

Содержание учебника ориентировано на студенческую аудиторию начальных курсов. Ознакомившись с книгой Мардахаева «Социальная педагогика», будущие специалисты получают общее представление о данной дисциплине, тонкостях реализации инновационно-методических технологий в работе с конкретными категориями клиентов. Каждый из разделов учебника позволяет глубже понять суть воспитания и социально-педагогического сопровождения.

Материал излагается в традиционной для учебно-методических пособий манере: к каждой главе прилагается несколько вопросов для самоконтроля и список рекомендуемых источников для самостоятельной работы.

Источник: bisbroker.ru