Главная / Культура / Соус художественный: виды, производители, графический материал, состав и техника рисования

Соус художественный: виды, производители, графический материал, состав и техника рисования

Среди всех материалов для рисования соус, пожалуй, один из самых недооцененных. Многие начинающие художники даже не подозревают о его существовании, а порой намеренно избегают его в своей работе. И зря, ведь с помощью него можно добиться совершенно удивительных результатов и открыть еще больше возможностей для экспериментов. Что представляет собой соус для рисования? Как рисовать этим материалом? Давайте разбираться.

Художественный соус

Если искать информацию о нем в интернете, то легко можно натолкнуться на статьи о рисовании на тарелках. Тема это действительно популярная, но относится она к кулинарии и декору блюд, а не к искусству. Так что, если наткнетесь на рассказ о ложке для рисования соусом, смело переходите на другой сайт.

Настоящий соус для художников не требует экзотических инструментов, обыкновенной кисточки для него будет достаточно. Сегодня он используется редко, но в XIX-XX веках был довольно распространенным материалом, в особенности в России. Он хорошо подходит для создания монохромных произведений, и позволяет малыми средствами показать глубину и передать множество различных тонов.

Один из первых художественный соус стал применять Иван Николаевич Крамской. Вместе с белилами он использовал его в портретах, создавая очень реалистичный эффект черно-белой фотографии. Кроме него, соусом работал Илья Репин, Алексей Саврасов, Николай Ярошенко и другие мастера.

Состав и производители

Внешне соус напоминает собой пастель, но отличается по качеству и обладает гораздо меньшим количеством цветов. Вся его палитра варьируется от белого до оттенков серого, черного и коричневого.

В состав соуса входят: спрессованная огнеупорная глина, мел, сажа и клей. Его изготавливают в виде цилиндрических стержней длиной в 5-6 сантиметров, которые легко крошатся и ломаются, так что переносить их желательно в коробке, плотно прикрыв картонкой или тканью.

За рубежом материал известен как sauce или Russian sauce. Под таким названием он встречается, например, у фирмы Jack Richeson. У Brevillier’s Cretacolor похожий на него материал называется hard pastel. В России наиболее распространенными марками художественного соуса являются «Подольск Арт» и «Аква-колор». Его цена вполне доступна. В зависимости от количества мелков в упаковке, она составляет 50-200 рублей.

Особенности материала

Цвет художественного материала соуса определяется особенностями и пропорциями сажи, глины и белил. В настоящее время существует только десять его оттенков, при этом в работе обычно используются только темные варианты.

Светлые цвета, как правило, не пригождаются, так как высветлять необходимые области можно ластиком. В этом как раз и состоит одна из главных особенностей соуса и его преимущество перед другими материалами. В отличие от туши, угля и пастели, он прекрасно поддается стиранию и позволяет отбелить нужные участки практически до цвета бумаги, совершенно не размазываясь по листу.

Подготовка к работе

Материал соус дает приятные немного приглушенные тона, которые становятся насыщенными, когда они наслаиваются друг на друга. В сухом виде с ним можно работать как с пастелью, растушевывая или штрихуя им бумагу. Однако он редко используется таким образом. Полностью подтверждая свое название, материал лучше всего проявляет себя в разбавленном виде.

В мокрой технике рисования соус работает как акварель, но сначала его нужно развести. Для этого понадобятся:

  • нож, резак или лезвие;
  • пластмассовая палитра или керамическое блюдце;
  • мелки соуса;
  • вода.

Когда все готово, берем резак и соскабливаем часть мелка, превращая его в порошок. Натачивать желательно сразу на всю работу, чтобы не приходилось добавлять стружку в середине процесса. Но не стоит делать слишком много порошка. У соуса маленький расход, несколько грамм наточенного материала хватит, чтобы заполнить целый ватман. Основная его часть уходит во время заполнения тона, а затем он уже практически не расходуется.

Разводить порошок желательно кистью, чтобы не перелить жидкости. Обмакните кисть в воде, не выжимая и не обтирая ее, капайте на палитру, а затем начинайте размешивать материал, пока не получится темная масса. Старайтесь, чтобы соус был не слишком густой, ведь техника работы с ним, все-таки водная.

На самой палитре его можно размешивать в одной области сильнее, а в другой слабее, чтобы потом было проще набирать необходимый тон в работе. Круглые, заостренные на конце, кисточки дают широкий спектр возможностей и позволяют работать как с деталями, так и с фоном.

Выбор бумаги

В какой бы технике вы не использовали соус, лучше всего выбирать плотную бумагу. Для сухого рисунка подойдут тонированные варианты, которые позволят не заполнять фон полностью, придав произведению изюминки.

Для мокрой техники необходима гладкая и стойкая основа. Некоторые профессионалы советуют выбирать бумагу для черчения. Она не сжимается и не идет волнами при намокании, и позволяет стирать материал намного лучше, чем даже специальная бумага для акварели. Чтобы лист не скручивался от избытка воды, его обязательно натягивают и прикрепляют к планшету биндером, скотчем или зажимами.

Рисование соусом

Художественный соус подходит для различного вида работ. С его помощью можно делать зарисовки, скетчи и этюды, а можно создавать целостные и серьезные произведения. Нередко всю картину заполняют мелком одного цвета, используя разное количество слоев для создания разных тонов. В то же время соус хорошо сочетается с другими материалами, например с темперой, акварелью, мелом. У Крамского есть несколько работ, в которых черный соус сочетается с сангиной.

Как и в акварели, наносить материал на лист необходимо так, чтобы бумага немного просвечивалась. Если краска наложена слишком плотно, то вся прелесть соуса потеряется и у картины не будет эффекта легкости и воздушности, зато изображение станет плоским и неинтересным.

Вначале обычно накладывают светлые и легкие тона, для чего кисточку можно дополнительно смачивать водой. Когда предыдущий слой полностью высох, можно накладывать следующий для наращивания необходимого тона.

Ластик в работе с соусом является таким же художественным материалом. Им можно штриховать, промакивать, слегка убирать верхний слой краски, чтобы сделать оттенок светлее. Проделывать все это следует только после полного высыхания бумаги, иначе она возьмется комками, и работа будет испорчена. Поправить такую ошибку очень сложно и пятно с шершавой поверхностью, скорее всего, будет хорошо видно.

Фиксация работы

Картину, выполненную художественным соусом, необходимо закрепить. В сухой технике материал очень сильно крошится и рассыпается, поэтому его желательно покрыть специальным фиксатором для пастели или же обыкновенным лаком для волос. Соус в мокрой технике можно просто отправить под стекло, но для надежности можно также покрыть фиксатором.

Источник: bisbroker.ru