Главная / Культура / Петербургские архитекторы: Лидваль Федор Иванович

Петербургские архитекторы: Лидваль Федор Иванович

Санкт-Петербург — главный фасад Российской империи со стороны Европы. По нему будет формироваться отношение западных государств к новому городу и всей Российской империи. Это хорошо понимал Петр I. Но своих архитекторов, способных создать истинно европейское лицо Санкт-Петербурга, в России еще не было. Поэтому император приглашает сюда на договорной основе западные таланты, работу которым в то время в Европе найти было почти невозможно. И они едут. Зачастую, приезжая «на чуть-чуть», остаются на долгие годы, а то и на всю жизнь. И семьи сюда перевозят. И сами служат новому государю, и потомство их, став подданными Российской империи по наследственному праву. Так сложилась жизнь и одного из известнейших мастеров конца 19 — начала 20 века, архитектора Лидваля Ф. И.

Биографическая справка

Барон Федор Иванович Лидваль — сын шведского подданного, но родился не на своей исторической родине, а в Санкт-Петербурге. Имел прекрасное образование, как и многие аристократы: закончил начальную школу при церкви св. Екатерины, расположенной на Невском проспекте, Реальное училище и Училище технического рисования, а затем — Академию трех знатнейших художеств. Образование, продолженное в мастерской Льва Николаевича Бенуа, помогло определиться со стилевым направлением творчества и назначением сооружений, к которым архитектор Лидваль подходил с внимательностью, творчеством и ответственностью.

Более 25 лет отдал мастер своему делу, более 7 — преподавал будущим архитекторам, готовя кадры высокого уровня мастерства. Через год после событий 1917 г. эмигрировал в Швецию.

Федор Иванович Лидваль прожил длинную и насыщенную деятельностью и событиями жизнь. Он дожил до 75 лет и умер в Стокгольме.

Характеристика творчества

Основной сферой творческого применения архитектор Лидваль избрал для себя архитектуру доходного бизнеса. Большинство его сооружений — доходные дома и гостиницы. Возводил мастер свои творения в стиле северного модерна. В соответствии с ним здания Лидваля массивны и монументальны, кажутся построенными на века. В соответствии с избранным стилем использовал в основном природные строительные материалы — камень и дерево. Скупые на декор, они выглядят строго и просто, но при этом сохраняют аристократичность и изысканность. Масштабность замысла мастера поражает.

Толстовский дом

В Санкт-Петербурге это один из знаменитейших доходных домов, возведенный по проекту Ф. И. Лидваля. Находится он на набережной реки Фонтанки и улице Рубинштейна. Почему Толстовский? Все очень просто — в Петербурге люди часто давали доходным домам имена по фамилии домовладельца, в данном случае М. П. Толстого.

Чем знаменит Толстовский дом в Санкт-Петербурге? Это здание можно назвать киноактером, ведь он является едва ли не главным действующим лицом многих известных кинофильмов советского и постсоветского периода: «Вам и не снилось», «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Бандитский Петербург» и др.

Дом, как и прочие сооружения Ф. И. Лидваля, возведен в избранном им стиле северного модерна. Это девятиэтажное протяженное сооружение с большим двором и множеством арок выглядит весьма монументально. Оно также облицовано тесаным известняком. Нижняя часть фасада выделена кирпичом красного цвета и оштукатурена. В качестве декора использованы рельефные панно и овальной формы окна, вазы в нишах.

«Астория»

Гостиница в Санкт-Петербурге — одно из зданий архитектора Лидваля, вполне гармонично вписавшееся в уже существовавший архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. Оно расположено на ее пересечении с Большой Морской улицей и выполнено в форме трапеции с узкой, слегка вогнутой стороной по восточной границе площади.

Создание гостиницы с претензией на звание одной из лучших в Европе финансировала немецкая организация Weiss&Freitag. В работе над проектом Лидвалю помогали его ученицы — студентки и выпускницы политехнического института. Участок, который был выбран под строительство новой гостиницы, занимало обветшавшее здание меблированных комнат «Бристоль».

В сооружении гостиницы «Астория» были использованы новейшие технологии строительства и дизайна, уникальные сорта красного гранита из Выборгских каменоломен, большое количество стекла и разных пород деревьев. Все было сделано на совесть и на века, что пригодилось впоследствии, когда шла Первая мировая война и гостиница стала одним из важных военных объектов города.

Азовско-Донской банк

Здание этого коммерческого банка было возведено по проекту архитектора Лидваля неподалеку от «Астории», на Большой Морской улице. Оба корпуса, построенные рядом с разницей в год, наследуют в своем стиле северный модерн. Это основополагающий элемент античной классики — ионический колонный портик на основе ордерной системы и пилястровый декор.

В оформлении фасадов традиционно использовался природный камень — стены банка облицованы квадратными плитами серого гранита. На них присутствует скромный рельефный декор в виде гирлянд и медальонов, не отличающийся по цветовой гамме. Умело использована асимметрия. Это тем более важно, что участки, на которых возводились здания банка и гостиницы «Астория», имели неправильную форму, что сильно усложняло работу над проектом.

Дома для мамы

Дважды Федор Иванович Лидваль исполнял заказ своей матушки Иды Балтазаровны Лидваль. Ида Балтазаровна занималась доходным бизнесом и имела в Петербурге несколько домов.

Первоначально Ф. И. Лидваль реконструировал ее дом на Большой Морской улице, под №27. А затем — на Каменноостровском проспекте, под №1-3.

В первом из них, приобретенном у прежней владелицы Александры Афанасьевны Мальм, размещалась и фирма умершего мужа Иды Лидваль — торговый дом по пошиву одежды. Часть помещений сдавалась другим фирмам, например, по изготовлению оптики для граждан, фотоателье и т. п. Реконструкция, произведенная в доме Ф. Лидвалем по просьбе матушки, сводилась к установке лифтов, небольшим внутренним переделкам и надстройке 5-го этажа.

Что касается второго дома, то тут вся работа легла полностью на плечи сына. Участок был приобретен матушкой у Якова Михайловича Кокса в кредит, и на нем еще располагались деревянные постройки, оставшиеся от прежнего хозяина. Дом начали поэтому строить с дальней стороны участка. Он состоял из главного корпуса и двух крыльев, северное из которых полностью принадлежало Лидвалям. Здесь они жили, здесь умерла Ида Балтазаровна. Главное здание украшено балконом, на решетке которого изображен вензель Лидваля и нанесена его фамилия. Дом этот отличался от прочих в то время, так как был первым, в котором между корпусами размещался двор-курдонер.

Все четыре корпуса дома разновысотные. Самый высокий выходит на Большую Посадскую улицу и имеет пять этажей. Нижняя часть фасадов корпусов выложена плитами серого гранита, а части фасада — горшечной плиткой. Кроме того, в доме устроены потолки и перекрытия из дорогих пород древесины, использованы майоликовые изразцы.

Источник: bisbroker.ru