Главная / Культура / Желтый кадмий для масляной живописи: свойство и получение красок

Желтый кадмий для масляной живописи: свойство и получение красок

Знаете ли вы о кадмиевых красках? Как думаете, имеют ли они что-то общее с металлом? Каков их химический состав? Почему эти красители так популярны у живописцев прошлого и настоящего? Во всем этом мы предлагаем разобраться вместе. Познакомимся с желтым кадмием и его свойствами.

Натуральный кадмий

Давайте прежде всего разберемся с основами. Кадмий как металл по своим свойствам напоминает цинк. Они и соседствуют друг с другом в толще цинковой руды. В чистом виде кадмий был получен сравнительно недавно — в 1817 году.

В природе мы можем встретить сернистые соединения этого вещества в виде гринокита (название минерала). Что интересно, по своим свойствам он совпадает с характеристиками желтого кадмия, столь популярного у живописцев. Гринокит отличается красивейшими оттенками тоновой палитры — от солнечного до коричневого. Но, увы, в природе он встречается настолько редко, что о каком-то его практическом применении нет и речи.

Искусственный кадмий и живопись

А вот сернистые соединения желтого кадмия получаются искусственным путем. Первый такой опыт был произведен в 1829 году испытателем Меландри. Этот год и стал стартовым для использования оранжевого и желтого кадмия в художественном искусстве.

Таким образом, вся палитра кадмиевых красок будет отличаться содержанием искусственно полученного сернистого соединения. Художники ценят этот краситель за насыщенность, интенсивность и красоту цвета, прочность (за исключением лимонных оттенков).

Эти краски пригодны для всех направлений художественного искусства. Но мастера, как правило, предпочитают цвет желтого кадмия именно в живописи. Для нее, кстати, и создавался краситель самим изобретателем. Вещество совершенно не ядовито, обладает способностью хорошо крыть базу для рисунка.

Химический состав красящего материала

А теперь к сути желтого кадмия (среднего, темного и светлого), то есть к его химическому составу.

При первых опытах с сернистыми соединениями кадмия исследователи предполагали, что одна молекула такой краски состоит из пяти частей серы, приходящихся всего на одну часть кадмия. Но дальнейшие опыты предоставили совсем иные, но достаточно любопытные выводы: наблюдается только одно соединение серы и кадмия. А в его состав оба элемента входят практически в равных долях.

Второе неверное предварительное утверждение: различные тона сернистого кадмия достигаются за счет разнообразия структур молекул краски. Дальнейшие исследования опровергли это. Различия между желтым кадмием (светлым, темным, средним, оранжевым) базируются не на разности химических структур, а на неодинаковых физических характеристиках молекул.

Художники могут увидеть это на практическом примере. Интенсивность красителя прямо зависит от размера зерен сернистого кадмия. Большое влияние оказывает и плотность используемого вещества. От этого зависит поглощающая и преломляющая особенности красок в отношении лучей солнечного света.

Производство краски

Как получают желтый кадмий — темный, светлый и средний? На сегодняшний день производство ведется по двум методикам:

  • Сухой способ. Это прокаливание соединений кадмия в тиглях с серой. Способ неудобен тем, что позволяет получить только один оттенок краски — средний.
  • Мокрый способ. Это осаждение солей кадмия сероводородом. Вначале такое воздействие позволяет получить яркую лимонную краску. Но это только старт процесса. При дальнейшем воздействии на вещество сероводорода оттенок начинает темнеть, пока не образуется итоговый — насыщенный, практически оранжевый.

Отметим важное свойство красок, которые изготавливаются мокрым способом: все оттенки подобного желтого кадмия приобретают при нагревании тот же цвет, что и краситель, полученный по сухой методике. Как же получается красивый оранжевый тон? Чтобы его получить, кадмий подвергают ударному воздействию, прессованию, продолжительному трению.

Раскроем и такое понятие, как «лессировочная краска». Здесь подразумевается вещество, которое получают путем осаждения солей кадмия сернистым натрием. Подобный краситель будет лишен кроющей способности. Виной всему большое содержание в веществе свободной серы. Ее присутствие крайне негативно влияет на качество смешивания красок.

Чтобы получить на выходе качественный материал для творчества, в производстве необходимо использовать сернистый кадмий со следующими характеристиками:

  • кадмий — 77,8 %;
  • сера — 22,19 %.

Особенности светлых оттенков

Мы можем судить по написанному выше, что технически чистый сернистый кадмий не способен дать на выходе ярко-лимонный оттенок, так ценящийся живописцами. Поэтому можно предположить, что химический состав такого желтого кадмия химически изменен.

Лимонно-желтые оттенки содержат углекислый и щавелевокислый кадмий в довершении к сернистому. Первоначально предполагалось, что подобные добавки придают красителю большую прочность. Но это не так. Они лишь позволяют легко получать в процессе производства необычный ярко-лимонный цвет.

Современные исследования и наблюдения показывают, что светлый желтый кадмий обладает средней кроющей способностью на масле. Требует его содержания в пределах 30-40 %. Сохнет гораздо медленнее традиционных средних и темных тонов.

Особенности желтых и оранжевых оттенков

Нельзя сказать, что все оранжевые и желтые оттенки краски одинаково будут превосходить лимонные по прочности. Большое значение тут имеет технология производства, состав вещества, чистота используемых компонентов. По прочности средний и темный желтый кадмий также будут существенно различаться.

Что касается их комбинации с другими оттенками, то смеси получаются довольно хорошими, стойкими. Исключениями будут только следующие краски:

  • медные зеленые;
  • слоновая кость;
  • охры;
  • черная виноградная;
  • ультрамарин;
  • фиолетовый кобальт.

Стоит отметить, что прочность соединения зависит также и от сорта самого желтого кадмия.

Вот мы и познакомились с краской, которая на протяжении нескольких веков остается излюбленной в палитре живописца. Желтый кадмий представлен в трех разновидностях — яркой лимонной, средней, оранжевой. У каждой из них — свои химические и физические свойства.

Источник: bisbroker.ru