Главная / Культура / Древнегреческая трагедия «Вакханки», Еврипид: краткое содержание, действующие лица, отзывы читателей

Древнегреческая трагедия «Вакханки», Еврипид: краткое содержание, действующие лица, отзывы читателей

Основу культурного наследия человека составляют мифы Древней Греции и Древнего Рима. Как часто люди в своей речи упоминают о сизифовом труде, титанических усилиях или паническом ужасе. Все эти выражения пришли в современный мир из древнегреческой мифологии. Именно поэтому очень важно изучать литературу, созданную поэтами и мыслителями древнего мира. Одним из известных драматургов того времени является Еврипид. Среди его произведений есть древнегреческая трагедия, посвященная Дионису (так звали бога виноделия). В своем произведении драматург показывает жизнь греков в городе Фивых и их отношения с богами. Пьеса Еврипида «Вакханки» будет интересна всем тем, кто интересуется историей.

Жизнеописание Еврипида

Драматург родился в 480 году до нашей эры на острове Саламин. Его рождение совпало со знаменательной победой греков в морском сражении против персидского царя Ксеркса, которое произошло 23 сентября. Однако многие историки считают, что дата рождения Еврипида была привязана к победе над персами для красоты, что часто делали античные авторы при жизнеописании великих людей.

Будущий драматург жил в богатой семье, занимался спортом и рисованием, но не смог попасть на Олимпийские игры, так как не подошел по возрасту. Занятия рисованием также не принесли ему особого успеха. Молодой человек получил хорошее образование. Его учителями были Сократ, Анаксагор, Продик и Протагор.

Первоначально драматург собирал библиотеку из книг, а впоследствии начал писать пьесы сам. Одна из первых трагедий Еврипида называется «Пелиад». Она была показана на сцене в 455 году до нашей эры. Семейная жизнь драматурга сложилась неудачно. Он был женат дважды, но обе его жены оказались неверными в супружеской жизни. Благодаря этому Еврипид стал женоненавистником. Комедиограф Аристофан зачастую подшучивал на эту тему над несчастным драматургом. Трагедия Еврипида «Вакханки», была написана незадолго до смерти писателя. Умер Еврипид в 406 году до нашей эры.

Кто такие вакханки

В основу произведения «Вакханки» лег миф о Дионисе. В древнеримской мифологии Дионис именуется Вакхом, а его служительницы, менады (в переводе «безумствующие»), соответственно, называются вакханками. Написанная в Македонии трагедия «Вакханки» Еврипида была одним из последних произведений драматурга. Затем в Афинах ее представил сын Еврипида. Она стала последней пьесой золотого века афинской трагедии.

Греческий город Фивы

Действие трагедии Еврипида происходит в Фивах. Это был главный город в центральной части Греции. Он был обнесен стеной с семью воротами. Основателем Фив считается мифологический царь Кадм, который приходился внуком богу Посейдону (по отцу). Женой Кадма стала Гармония. Это дочь Ареса и богини любви Афродиты. Их свадьба была великолепна. На ней присутствовали все Олимпийские боги. Одной из дочерей Кадма и Гармонии была Семела, которая стала матерью бога Диониса. Однако некоторые его таковым не считали. Рассмотрим, каким был этот бог.

Происхождение Диониса

Дионис был сыном Зевса и Семелы. Зевс полюбил юную дочь Кадма и пообещал, поклявшись водами Стикса, что выполнит любое ее желание. Жена Зевса Гера возненавидела возлюбленную мужа и решила избавиться от нее. Она посоветовала Семеле испытать любовь Зевса и попросить его предстать перед ней во всем великолепии бога-ромовержца. Повязанный клятвой, Зевс обязан был исполнить это желание Семелы. Несчастная женщина не смогла вынести божественного огня и погибла в нем, но умирая, она успела родить сына.

Маленький Дионис едва не погиб в огне, как и его мать, но Зевс успел защитить своего сына от пламени, окутав мальчика зеленым плющом. Ребенок был очень слабый. Чтобы сохранить его жизнь, Зевс зашил сына в свое бедро. Когда мальчик окреп, он родился второй раз из бедра отца.

Воспитание юного бога

После второго рождения сына Зевс решает отправить его на воспитание к Ино. Это родная сестра Семелы. Он призывает Гермеса, и приказывает отнести маленького Диониса в семью Ино и ее мужа Атаманта. Но разгневанная Гера помешала этому плану Зевса. Наслав безумие на Атаманта, она уничтожает всю его семью. Гермес успевает спасти маленького бога и передает его на воспитание нимфам. Они заботились о мальчике и вырастили его прекрасным и могучим богом, который дарит людям радость, веселье и плодородие.

Праздники Диониса

Повзрослевший бог Дионис стал настоящим красавцем. Он любил гулять в окружении своей свиты по всему миру. О нем известно такое повествование: Дионис возглавляет праздничное шествие, на голове у него венок из виноградной лозы, а в руке тирс (деревянный жезл), украшенный плющом. Его сопровождают менады и сатиры, поющие песни и кружащиеся в хороводах. Позади всех на осле везут учителя Диониса, старого Силена. Он охмелел настолько, что вот-вот упадет с осла. Под музыку флейт и тимпанов идет шумная толпа по горам и полям, подчиняя своей власти всех, кого встретят на пути.

Но не все так просто попадают под власть бога виноделия. Многие пытаются сопротивляться. Однажды на пир Диониса напал царь Ликург, за что поплатился зрением. Так наказал его Зевс, отомстив за сына. В другой раз в городе Орхомене жрец бога виноделия созывал всех девушек на праздник, посвященный Дионису. Дочери царя Миния не признавали Диониса богом и отказались принимать участие в гуляньях. Они в своем доме и занимались рукоделием. После заката солнца во дворце Миния разлились по залам звуки флейт и свирелей. Пряжа, из которой девушки ткали, превратилась в виноградную лозу, а ткацкие станки проросли зеленым плющом. Залы наполнился дикими животными. Царевны были превращены в летучих мышей, которые в страхе вылетели из дворца.

Царь Мидас и Дионис

Однажды во время очередных гуляний по лесам старик Силен отстал от шумной свиты Диониса и заблудился. Его нашли местные жители и отвели к царю Мидасу. Тот сразу узнал в старике учителя бога виноделия. Царь оставил его в своем дворце и девять дней развлекал богатыми пирами. Затем Мидас сам отвел старика к Дионису. За почести, оказанные учителю, молодой бог пообещал любую награду, которую захочет получить Мидас. Царь попросил одарить его способностью превращать в золото любой предмет, которого он коснется. Дионис выполнил свое обещание.

Довольный Мидас вернулся во дворец. Сначала он радовался полученному дару и превращал в золото все, что видел. Утомившись и проголодавшись, Мидас решил выпить вина и поесть фруктов. Но вино и плоды превращались в золото у него во рту. Понял тогда царь, какой страшный дар он получил от Диониса. В ужасе он стал молить бога забрать свой подарок. Дионис сжалился над неразумным царем и велел искупаться в водах Пактола, чтобы смыть свой дар, а также омыть все, что Мидас по неосторожности превратил в золото. С тех пор Пактол стал приносить золотой песок.

Трагедия «Вакханки»

Интересно рассказывать о похождениях Диониса, но вернемся к произведению «Вакханки». Действующие лица в нем следующие:

  • Кадм – основатель города Фивы, бывший фиванский царь.
  • Пенфей – молодой фиванский царь, внук Кадма.
  • Агава – мать Пенфея, дочь Кадма.
  • Дионис – бог виноделия.
  • Тиресий – прорицатель.
  • Слуга Пенфея.
  • Пастух.
  • Слуга – вестник.
  • Хор лидийских вакханок.

Многим будет интересно читать трагедию Еврипида «Вакханки». Сюжет произведения в нескольких словах:

Молодой Дионис возвращается после странствий в родной город Фивы. Он желает установить здесь свой культ. Царь Пенфей считает новый культ безнравственным и не хочет признавать Диониса богом. Результатом этой борьбы становится гибель Пенфея.

Краткое содержание «Вакханок» Еврипида приведено ниже.

В прологе произведения описывается происхождение и рождение Диониса. Его возвращение в Фивы и воспоминания молодого бога о том, как несправедливо богиня Гера обошлась с его матерью, заставив Зевса предстать перед ней богом-громовержцем. Дионис видит могилу матери, которая все еще дымится от небесного огня, и благодарит Кадма, что сохранил святилище Семелы. Он опутывает могилу виноградом.

Далее он вспоминает о своих путешествиях по разным странам (по Персии, Фригии, Азии и другим землям), где установил свой культ. Вернувшись в Фивы, молодой бог лишает женщин города рассудка, склоняет их бросить свои семьи и отправиться на Киферон (горный хребет в Греции) для участия в оргиях. Царь Пенфей не желает принять культ нового бога в Фивах. Он не признает божественное происхождение Диониса, за что тот грозится дать царю бой, возглавив армию вакханок. Хор лидийских вакханок восхваляет молодого Диониса и советует простым смертным принять участие в его праздниках.

Действие первое

На сцене появляется слепой прорицатель Тиресий, затем выходит престарелый Кадм. На обоих старцах надета вакхическая одежда и украшения из зеленого плюща. Они обсуждают праздники Диониса. Кадм признает молодого бога своим внуком и собирается возвеличить его пляской в вакхическом хороводе. Тиресий поддерживает Кадма. Они оба приходят к выводу, что веселье их омолодило, придало свежих сил.

Пока Кадм и Тиресий решают, как им быстрее попасть на Киферон, на сцену выходит Пенфей, но не замечает стариков. Он озабочен поведением фиванок, которые оставили дома детей и отправились гулять, находясь в вакхическом безумии. Часть сбежавших женщин Пенфей успел поймать и заточить в тюрьму. За остальными он собирается на Киферон, чтобы поймать их и заковать в железо. Диониса молодой царь считает чародеем и обманщиком.

Увидев Кадма и Тиресия в вакхическом одеянии, Пенфей сначала насмехается над ними, а затем угрожает Тиресию. Он говорит, что от тюрьмы за участие в оргиях его спасла только старость. Прорицатель считает, что царю не хватает ума, коль он не хочет чтить нового бога. Он уверен, что Дионис дал простым людям средство от всех скорбей – напиток из плодов винограда. Он советует Пенфею смириться, признать бога и присоединиться к пляске. Кадм поддерживает слова Тиресия и тоже уговаривает Пенфея. Он напоминает ему, что спорить с богами опасно. Но царь не соглашается со стариками и гонит их от себя прочь. Он приказывает слугам поймать Диониса и привести к нему. Хор вакханок предвещает злой конец глупцам.

Действие второе

Слуги приводят к Пенфею Диониса. Они утверждают, что юноша не сопротивлялся и дал себя связать, но пойманные вакханки чудесным образом освободились из темницы и сбежали. Пенфей устраивает юноше допрос, пытаясь выяснить, кто он такой, откуда явился в Фивы. Дионис рассказывает свою историю и описывает царю, как проходят его оргии. При этом он выдает себя за служителя культа бога виноделия, а не представляется самим богом. Пенфей приказывает слугам бросить дерзкого юношу в темницу. Хор вакханок прославляет Диониса и проклинает Пенфея.

Действие третье

На сцене никого нет. Слышны подземные удары. На могиле Семелы загорается огонь. Затем из дворца выходит Дионис. Он объясняет хору вакханок, что посмеялся над Пенфеем, так как царские слуги связали быка, а не его. Пенфей растерян, но пытается снова поймать Диониса. В это время с Киферона приходит пастух. Он рассказывает Пенфею о плясках вакханок на горе. Также он упоминает о том, как пастухи попытались поймать их, но вакханки бросились на пастухов, а когда те спаслись бегством, женщины разорвали стадо на куски голыми руками. Пастух видит в этом божественную помощь и просит царя признать нового бога.

Пенфей выгоняет вестника, а Дионис предлагает царю самому посмотреть на вакханок. Он уговаривает его надеть женскую одежду и идти на Киферон. Когда царь соглашается, Дионис радуется. Он представляет, какая кара настигнет Пенфея у вакханок.

Действия четвертое и пятое

Дионис ведет царя в женском одеянии на Киферон через Фивы. Он предвкушает расправу над Пенфеем. Среди вакханок присутствует мать царя — дочь Кадма Агава. Хор поет о том, что именно она первая заметит Пенфея и примет его за сына львицы. Так все и случилось.

С Киферона приходит вестник и сообщает о том, какой страшной смертью погиб Пенфей. Его мать, рассудок которой помутнен Дионисом, принимает сына за льва и вместе с подругами разрывает его на части. Агава насаживает голову несчастного на тирс, находясь в полной уверенности, что это голова льва. Со своей добычей она направляется во дворец Пенфея.

На сцене появляется Агава со своим трофеем, чуть позже на сцену выходит Кадм, который принес во дворец останки Пенфея. Агава демонстрирует отцу свою добычу, от которой Кадм приходит в ужас. Он объясняет дочери, кто это на самом деле. С Агавы спадает пелена безумия, она ничего не помнит. Понимая, что убила сына, она рыдает и пытается обнять останки.

Кадм сокрушается о беде, постигшей его семью из-за нежелания Пенфея признать Диониса богом. Агава просит бога сжалиться над ними, но уже поздно сокрушаться. Кадм и Агава уходят в изгнание.

Мнения читателей

О трагедии Еврипида «Вакханки» отзывы читателей весьма неоднозначны. Одни считают это произведение познавательным и интересным, других сюжет трагедии приводит в ужас.

Каждому, кто интересуется греческой мифологией, прочитать произведение Еврипида «Вакханки» нужно обязательно. Многие читатели в отзывах пишут, что это произведение актуально в наши дни. В нем необычайно ярко показано, к каким страшным последствиям приводит пьянство.

Практически все читатели отмечают, что произведение написано красивым слогом, что в нем есть четкая сюжетная линия, еще раз подтверждающая, насколько талантливым был Еврипид.

Источник: bisbroker.ru